Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Как составить индивидуальную программу развития для детей с ОВЗ

Особенности обучения детей с ОВЗ

Ограниченные возможности здоровья могут быть разные. Одним детям тяжело усваивать материал из-за нарушений слуха, другим — по причине нарушений речевого развития, а третьим мешают ментальные расстройства. 

Поэтому универсальной программы для детей с ОВЗ не существует — каждому нужен индивидуальный подход и определенное содержание коррекционной работы.

Кроме того, учебный процесс должен учитывать не только образовательные задачи, но и состояние здоровья, психоэмоциональные особенности и социальные потребности ученика.

В процессе обучения важно:

  1. Адаптировать учебные материалы. Педагог может упрощать задания, сопровождать их дополнительными пояснениями и иллюстрациями, переводить в аудиоформат. В общем, делать то, что поможет ученику усвоить материал.
  2. Подбирать нужный темп обучения. Ученикам с ОВЗ часто требуется больше времени, чтобы освоить ту или иную тему, поэтому педагог учитывает этот фактор при планировании уроков.
  3. Привлекать специалистов. Индивидуальную программу развития ученика с ОВЗ могут реализовывать эксперты из разных сфер — педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, тьюторы, медицинские работники.
  4. Персонализировать задания. Важно, чтобы учитель подбирал упражнения и проекты с учетом преимуществ ребенка. Это поможет сформировать у него чувство успеха и уверенности.
  5. Развивать социальные навыки. Ребенок с ОВЗ должен не только освоить школьную программу, но также научиться общаться со сверстниками и взрослыми, работать в коллективе, адаптироваться к требованиям общества.

Обучение детей с ОВЗ строится на сочетании образовательных, коррекционных и воспитательных задач. Именно поэтому так важна индивидуальная программа развития, которая позволяет объединить усилия педагогов, родителей и специалистов в единую систему поддержки ребенка.

Как составить индивидуальную программу развития

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается для каждого ученика с ОВЗ и/или инвалидностью.

Разработка адаптированной образовательной программы для учеников с ОВЗ — это совместная работа педагогов, специалистов и родителей. Чтобы программа действительно помогала ребенку, а не оставалась только на бумаге, важно действовать последовательно.

Этапы работы над ИОМ:

  1. Анализ

На этом этапе определяют специалистов, которые будут участвовать в проектировании и реализации ИОМ. Изучаются документы, материалы о специальных условиях, особенности развития ребенка с ОВЗ и его индивидуальные образовательные потребности.

  1. Проектирование ИОМ

Конкретизируются направления работы педагогов. Определяются виды и объем необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической, социальной). Формулируются планируемые результаты. 

Какие разделы включает ИОМ ребенка с ОВЗ

Как правило, в программу входят:

  • общие сведения о ребенке, его семье и группе здоровья;
  • выписка из заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • психолого-педагогическая характеристика, отражающая сильные и слабые стороны развития ребенка;
  • направления и организация психолого-педагогического сопровождения, распределение обязанностей специалистов;
  • индивидуальное расписание;
  • способы адаптации учебных материалов и заданий;
  • условия проведения текущего контроля освоения АООП (адаптированной основной образовательной программы);
  • система мониторинга, которая показывает, насколько эффективно реализуется ИОМ.

За 1 год получите сразу две квалификации — учитель-логопед и учитель-дефектолог

Научитесь определять виды нарушений речи и особенности психического развития у людей с ОВЗ.

  1. Организационный этап 

ИОМ обсуждают на заседании психолого-педагогического консилиума (ППк), затем маршрут утверждает руководитель образовательной организации. Специалисты подбирают и разрабатывают методические материалы, а также иные специальные условия, которые потребуются ребенку.

  1. Согласование и утверждение

Готовую программу обсуждают с родителями и затем утверждают официально. Это помогает учитывать интересы семьи и выстраивать единый подход к ребенку — и в школе, и дома.

  1. Реализация ИОМ 

На этом этапе организуют:

  • мероприятия по адаптации ребенка в образовательной среде;
  • процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей;
  • специальную и психолого-педагогическую поддержку ребенка;
  • информационно-консультативную помощь учителям, специалистам сопровождения и родителям.

  1. Контрольно-оценочный этап

Специалисты проверяют, насколько ИОМ работает, проводят промежуточный и итоговый ППк, обсуждают результаты и при необходимости обновляют программу.

ИОМ предотвращает хаотичные и несогласованные действия, которые редко дают результат. Он делает образовательный процесс прозрачным для педагогов, родителей и самого ребенка. Благодаря структурированному плану можно отслеживать динамику развития и вовремя менять подходы.

Составление ИОМ в школе и детском саду

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ может разрабатываться как для малышей, так и для школьников, но подходы будут отличаться. Это связано с разными задачами образования и возрастными особенностями детей.

В детском саду

В дошкольном образовании акцент не на академических знаниях, а на психофизических качествах ребенка. Здесь ИОМ чаще всего направлен на:

  • развитие речи;
  • формирование мелкой и крупной моторики;
  • обучение детей базовым навыкам самообслуживания (одеться, умыться, самостоятельно поесть);
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • социализацию — умение играть с другими детьми, находиться в коллективе, придерживаться правил.

Программа строится через игру, упражнения, совместную работу с воспитателем. Большая роль отводится дефектологу, логопеду и психологу, которые подбирают специальные методики для развития дошкольника.

ваша выгода 3 300 ₽ до 05.12.2025
Повышение квалификации

Инклюзивное образование дошкольников

Узнайте, как выстраивать образовательные маршруты для детей с нарушениями развития

  • преподаватели — практикующие дефектологи
  • удостоверение о повышении квалификации через 1 месяц
  • практические задания и онлайн-вебинары
Изображение 192

В школе

В школьном возрасте на первый план выходят академические задачи. Ученик должен уметь читать, писать, считать и т. д. При этом педагоги готовят его и к жизни в обществе. Школьный ИОМ включает:

  • адаптацию учебных материалов и заданий (например, уменьшение объема или упрощение формулировок);
  • помощь в формировании учебных навыков (умение работать с книгой, записывать под диктовку, выполнять задания в срок);
  • коррекционные занятия для устранения или компенсации трудностей;
  • развитие социальных и бытовых навыков для успешной адаптации в классе и за его пределами.

Здесь ведущая роль в разработке и реализации ИОМ принадлежит педагогам и школьным специалистам (психологам, логопедам, дефектологам).

Каких результатов можно достичь с помощью ИОМ

При грамотном подходе адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ работает сразу в нескольких направлениях.

1. Образовательные достижения

Ребенок получает возможность учиться по своему графику, без перегрузок и давления. Благодаря адаптированным под него материалам он постепенно осваивает программу и добивается нужных результатов, которые без поддержки были бы недостижимыми. 

2. Коррекция и развитие.

Через специальные упражнения и занятия со специалистами у ребенка развиваются речь, моторика, внимание, память, эмоциональная сфера. Это не только повышает его успеваемость, но и улучшает качество жизни.

Станьте дефектологом всего за 8 месяцев

Получите диплом о профессиональной переподготовке и работайте с детьми с ОВЗ, применяя знания в нейропсихологии

4. Развитие самостоятельности

Постепенно дети осваивают навыки самообслуживания, учатся организовывать свое время и выполнять задания без постоянного контроля. Это важный шаг к будущей независимости.

5. Поддержка семьи

Индивидуальный образовательный маршрут учитывает не только потребности ребенка, но и возможности его родных. Родители получают четкие рекомендации, благодаря которым понимают, как заниматься с ребенком дома и на что обращать внимание. Это снимает тревогу и делает членов семьи активными участниками процесса.

6. Долгосрочная перспектива

Главный результат ИОМ — создание таких условий, в которых ребенок может максимально реализовать свои способности. Это значит, что у него появляется возможность не только успешно учиться, но и выстраивать отношения, стремиться к большему, находить профессию по душе и вести полноценную жизнь.

Заявка на обучение или консультацию

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!

Возврат 13%
Возврат 13%
Подробнее
По запросу предоставляем пакет документов для получения налогового вычета в ФНС в размере 13% от стоимости обучения
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн вебинары с экспертами, которые вы можете посетить бесплатно во время обучения и получить сертификат за каждый посещенный вебинар. Доступны 13000+ в завписи
Служба сопровождения
Служба сопровождения
Подробнее
Отдел по сопровождению учебного процесса отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах. Контакт-центр на любые вопросы о том, как скачать и загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д.)
Бессрочный доступ
Бессрочный доступ
Подробнее
Доступ к учебным материалам навсегда после успешного окончания курса. Записи более 13000 вебинаров доступны ещё 90 дней после успешного завершения курса.
Беспроцентная рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Подробнее
На программы профпереподготовки и профессионального обучения. Рассчитывается индивидуально, без скрытых платежей и участия банка.
Скидки на программы
Скидки на программы
Подробнее
Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Чем больше группа, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для ряда льготных категорий. Уточнить, положена ли вам льготная скидка, можно у специалиста отдела по организации приема.
Дистанционный* формат
Дистанционный* формат
Подробнее
Процессы поступления и обучения, все виды тестирований (экзамен, квалификационный экзамен) проводятся дистанционно*. Документы отправляем бесплатно «Почтой России» после успешного завершения обучения.
Доступ к biblioclub.ru
Доступ к biblioclub.ru
Подробнее
На время обучения предоставляется доступ к университетской электронной библиотеке, содержащей более 150 000 книг, периодических изданий и мультимедийных материалов.
Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.