Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», каждый ребенок имеет право на образование. При этом ученик с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может обучаться вместе с нормотипичными детьми в общеобразовательных школах, а не только в специальных (коррекционных) учреждениях.
Конечно, совместное, или инклюзивное образование требует более персонального подхода к таким ученикам. Это возможно благодаря индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ). Рассказываем, что это такое, в каких случаях необходимо и кто реализует ИОМ.

Особенности обучения детей с ОВЗ
Ограниченные возможности здоровья могут быть разные. Одним детям тяжело усваивать материал из-за нарушений слуха, другим — по причине нарушений речевого развития, а третьим мешают ментальные расстройства.
Поэтому универсальной программы для детей с ОВЗ не существует — каждому нужен индивидуальный подход и определенное содержание коррекционной работы.
Кроме того, учебный процесс должен учитывать не только образовательные задачи, но и состояние здоровья, психоэмоциональные особенности и социальные потребности ученика.
В процессе обучения важно:
- Адаптировать учебные материалы. Педагог может упрощать задания, сопровождать их дополнительными пояснениями и иллюстрациями, переводить в аудиоформат. В общем, делать то, что поможет ученику усвоить материал.
- Подбирать нужный темп обучения. Ученикам с ОВЗ часто требуется больше времени, чтобы освоить ту или иную тему, поэтому педагог учитывает этот фактор при планировании уроков.
- Привлекать специалистов. Индивидуальную программу развития ученика с ОВЗ могут реализовывать эксперты из разных сфер — педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, тьюторы, медицинские работники.
- Персонализировать задания. Важно, чтобы учитель подбирал упражнения и проекты с учетом преимуществ ребенка. Это поможет сформировать у него чувство успеха и уверенности.
- Развивать социальные навыки. Ребенок с ОВЗ должен не только освоить школьную программу, но также научиться общаться со сверстниками и взрослыми, работать в коллективе, адаптироваться к требованиям общества.
Обучение детей с ОВЗ строится на сочетании образовательных, коррекционных и воспитательных задач. Именно поэтому так важна индивидуальная программа развития, которая позволяет объединить усилия педагогов, родителей и специалистов в единую систему поддержки ребенка.
Как составить индивидуальную программу развития
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается для каждого ученика с ОВЗ и/или инвалидностью.
Разработка адаптированной образовательной программы для учеников с ОВЗ — это совместная работа педагогов, специалистов и родителей. Чтобы программа действительно помогала ребенку, а не оставалась только на бумаге, важно действовать последовательно.
Этапы работы над ИОМ:
Анализ
На этом этапе определяют специалистов, которые будут участвовать в проектировании и реализации ИОМ. Изучаются документы, материалы о специальных условиях, особенности развития ребенка с ОВЗ и его индивидуальные образовательные потребности.
Проектирование ИОМ
Конкретизируются направления работы педагогов. Определяются виды и объем необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической, социальной). Формулируются планируемые результаты.
Какие разделы включает ИОМ ребенка с ОВЗ
Как правило, в программу входят:
- общие сведения о ребенке, его семье и группе здоровья;
- выписка из заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- психолого-педагогическая характеристика, отражающая сильные и слабые стороны развития ребенка;
- направления и организация психолого-педагогического сопровождения, распределение обязанностей специалистов;
- индивидуальное расписание;
- способы адаптации учебных материалов и заданий;
- условия проведения текущего контроля освоения АООП (адаптированной основной образовательной программы);
- система мониторинга, которая показывает, насколько эффективно реализуется ИОМ.
Научитесь определять виды нарушений речи и особенности психического развития у людей с ОВЗ.
Организационный этап
ИОМ обсуждают на заседании психолого-педагогического консилиума (ППк), затем маршрут утверждает руководитель образовательной организации. Специалисты подбирают и разрабатывают методические материалы, а также иные специальные условия, которые потребуются ребенку.
Согласование и утверждение
Готовую программу обсуждают с родителями и затем утверждают официально. Это помогает учитывать интересы семьи и выстраивать единый подход к ребенку — и в школе, и дома.
Реализация ИОМ
На этом этапе организуют:
- мероприятия по адаптации ребенка в образовательной среде;
- процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей;
- специальную и психолого-педагогическую поддержку ребенка;
- информационно-консультативную помощь учителям, специалистам сопровождения и родителям.
Контрольно-оценочный этап
Специалисты проверяют, насколько ИОМ работает, проводят промежуточный и итоговый ППк, обсуждают результаты и при необходимости обновляют программу.
ИОМ предотвращает хаотичные и несогласованные действия, которые редко дают результат. Он делает образовательный процесс прозрачным для педагогов, родителей и самого ребенка. Благодаря структурированному плану можно отслеживать динамику развития и вовремя менять подходы.
Составление ИОМ в школе и детском саду
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ может разрабатываться как для малышей, так и для школьников, но подходы будут отличаться. Это связано с разными задачами образования и возрастными особенностями детей.
В детском саду
В дошкольном образовании акцент не на академических знаниях, а на психофизических качествах ребенка. Здесь ИОМ чаще всего направлен на:
- развитие речи;
- формирование мелкой и крупной моторики;
- обучение детей базовым навыкам самообслуживания (одеться, умыться, самостоятельно поесть);
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- социализацию — умение играть с другими детьми, находиться в коллективе, придерживаться правил.
Программа строится через игру, упражнения, совместную работу с воспитателем. Большая роль отводится дефектологу, логопеду и психологу, которые подбирают специальные методики для развития дошкольника.
Инклюзивное образование дошкольников
Узнайте, как выстраивать образовательные маршруты для детей с нарушениями развития
- преподаватели — практикующие дефектологи
- удостоверение о повышении квалификации через 1 месяц
- практические задания и онлайн-вебинары
В школе
В школьном возрасте на первый план выходят академические задачи. Ученик должен уметь читать, писать, считать и т. д. При этом педагоги готовят его и к жизни в обществе. Школьный ИОМ включает:
- адаптацию учебных материалов и заданий (например, уменьшение объема или упрощение формулировок);
- помощь в формировании учебных навыков (умение работать с книгой, записывать под диктовку, выполнять задания в срок);
- коррекционные занятия для устранения или компенсации трудностей;
- развитие социальных и бытовых навыков для успешной адаптации в классе и за его пределами.
Здесь ведущая роль в разработке и реализации ИОМ принадлежит педагогам и школьным специалистам (психологам, логопедам, дефектологам).
Каких результатов можно достичь с помощью ИОМ
При грамотном подходе адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ работает сразу в нескольких направлениях.
1. Образовательные достижения
Ребенок получает возможность учиться по своему графику, без перегрузок и давления. Благодаря адаптированным под него материалам он постепенно осваивает программу и добивается нужных результатов, которые без поддержки были бы недостижимыми.
2. Коррекция и развитие.
Через специальные упражнения и занятия со специалистами у ребенка развиваются речь, моторика, внимание, память, эмоциональная сфера. Это не только повышает его успеваемость, но и улучшает качество жизни.
Получите диплом о профессиональной переподготовке и работайте с детьми с ОВЗ, применяя знания в нейропсихологии
4. Развитие самостоятельности
Постепенно дети осваивают навыки самообслуживания, учатся организовывать свое время и выполнять задания без постоянного контроля. Это важный шаг к будущей независимости.
5. Поддержка семьи
Индивидуальный образовательный маршрут учитывает не только потребности ребенка, но и возможности его родных. Родители получают четкие рекомендации, благодаря которым понимают, как заниматься с ребенком дома и на что обращать внимание. Это снимает тревогу и делает членов семьи активными участниками процесса.
6. Долгосрочная перспектива
Главный результат ИОМ — создание таких условий, в которых ребенок может максимально реализовать свои способности. Это значит, что у него появляется возможность не только успешно учиться, но и выстраивать отношения, стремиться к большему, находить профессию по душе и вести полноценную жизнь.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!
