Инклюзивное образование — это эффективный способ предоставить всем детям равные шансы учиться и развивать способности, которые пригодятся им в жизни.
В материале разберем все, что важно знать об этой форме обучения.
Содержание статьи:
- Что такое инклюзивное образование
- Основы инклюзивного образования
- Где найти курсы для специалистов по инклюзивному образованию
- Каким бывает инклюзивное обучение
- Почему обучение в инклюзивных классах подходит не всем
- Как будет развиваться инклюзивное образование
Что такое инклюзивное образование
Это совместное обучение детей с нарушениями психического и физического здоровья и детей с нормотипичным развитием. Дети с ОВЗ, инвалидностью и особыми образовательными потребностями ходят в «обычную» школу, а не в специализированное учреждение. Школы с инклюзивным обучением стремятся создать безбарьерную и дружелюбную среду, где каждый ученик может раскрыться как личность.
Основы инклюзивного образования
1. Доступ к обучению
- Все дети должны иметь равные возможности для получения образования, независимо от их происхождения, ментальных и физических особенностей, языка и культуры.
2. Поддержка и адаптация
- Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальной педагогической поддержке и адаптированной образовательной среде.
3. Принятие особенностей другого
- Разнообразие в учебном классе — один из способов искоренения стереотипов и предрассудков. У детей должна быть возможность учиться друг у друга, уважая и принимая различия каждого.
4. Уважение к индивидуальности
- Педагогам следует использовать различные подходы к обучению, анализировать, какой метод подойдет конкретному ребенку с ОВЗ.
5. Сотрудничество
- Всем участникам образовательного процесса — детям, родителям, педагогам, администрации школы — важно слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение и вместе работать на общую цель.
6. Доступная среда
- Поход в школу не должен становиться испытанием для ребенка с ОВЗ, поэтому образовательное пространство следует делать физически и информационно доступным для всех детей.
- Это касается оснащения классов и других школьных помещений (пандусы, подъемники, специальные туалеты), а также предоставления учебных материалов (электронные учебники, аудиокниги, тифлопедагогические пособия).
7. Профессиональная подготовка
- Чтобы эффективно работать с детьми с ментальными и физическими нарушениями, педагоги должны пройти обучение (профпереподготовку, повышение квалификации) и получить специализированные знания и навыки.
Где найти курсы для специалистов по инклюзивному образованию
Чтобы узнать о самых современных технологиях организации инклюзивной образовательной среды для детей с нарушениями развития, приходите на наши образовательные программы. Обучение занимает месяц и проходит онлайн. Чтобы вы могли учиться, когда и где вам удобно, мы разработали мобильное приложение «АкадемСити». Оно доступно и на телефоне, и на планшете.
Вас ждут не только вебинары и лекции, но и множество практических заданий, кейсов и тестов с проверкой экспертов. Занятия будут вести кандидаты педагогических наук, дефектологи и психологи. Они всегда помогут разобраться со сложной темой и ответят на любой вопрос.
Еще одно преимущество обучения у нас — бесплатный полезный контент. Например, архив из 10 000+ вебинаров (не только на тему дефектологии) на весь период прохождения программы и 90 дней после. А еще — доступ ко всем ресурсам университетской электронной библиотеки biblioclub.ru
Чтобы учиться у нас, не нужно никуда приезжать — достаточно оставить заявку по ссылке, а мы скоро свяжемся с вами и ответим на все вопросы. Ждем вас!
Каким бывает инклюзивное обучение
Существует несколько видов инклюзивного образования. Их различия заключаются в том, насколько ребенок с ОВЗ погружен в жизнь класса и школы.
1. Полная инклюзия
- Ребенок полностью интегрирован в класс с нормотипичными детьми. Он учится по обычной программе и участвует во всех мероприятиях наравне с другими учениками. При необходимости ребенку с нарушениями развития оказывается дополнительная поддержка со стороны тьюторов, дефектологов и других педагогов.
2. Частичная инклюзия
- Ребенок большую часть времени учится в классах с другими детьми, но на некоторые занятия ходит в специальные группы или классы для детей с ОВЗ.
3. Точечная инклюзия
- Ребенок посещает только часть уроков с другими одноклассниками. Основная часть его обучения проходит в специальном учреждении (например, коррекционной школе).
4. Домашнее обучение
- Дети с ОВЗ учатся дома под руководством учителей и родителей. Иногда они посещают школу для участия в некоторых мероприятиях.
5. Дистанционное обучение
- Дети с ОВЗ учатся дистанционно, используя компьютер. Они могут общаться с учителями и одноклассниками через видеозвонки и социальные сети.
Выбор формы инклюзивного обучения зависит от индивидуальных потребностей ребенка, уровня его развития и возможностей образовательного учреждения.
Почему обучение в инклюзивных классах подходит не всем
Есть несколько причин, по которым инклюзивный подход может быть недостаточно эффективным для некоторых детей с ОВЗ.
1. Индивидуальные особенности
Дети с серьезными физическими или когнитивными нарушениями, требующие постоянного ухода, могут сталкиваться с трудностями в условиях общеобразовательной школы или даже инклюзивного класса.
У некоторых детей могут быть особые образовательные потребности, которые сложно удовлетворить в рамках инклюзивной программы. Например, им требуется индивидуальная учебная программа, тьюторское сопровождение или специальные методики обучения.
2. Неподготовленность школы
Многие школы не имеют необходимых ресурсов, чтобы качественно включить детей с ОВЗ в учебный процесс (не хватает квалифицированных специалистов, адаптированных учебников и пособий, специального оборудования).
У педагогов может не быть достаточного опыта работы с детьми с ОВЗ, что может привести к неэффективному обучению или даже навредить ребенку.
Некоторые учителя или родители других детей могут быть не готовы к принятию ребенка с ОВЗ в класс, что создает неблагоприятную атмосферу для его обучения.
3. Социальные трудности
Некоторым детям с ОВЗ может быть сложно общаться и взаимодействовать со своими сверстниками, что мешает им устанавливать дружеские связи и чувствовать себя частью класса.
Кроме того, дети с особенностями здоровья могут сталкиваться с буллингом и стигматизацией со стороны сверстников, что негативно влияет на их эмоциональное состояние и успеваемость.
4. Академические трудности
Дети с ОВЗ могут иметь другой уровень подготовки по сравнению с остальными детьми в классе, что может мешать им успешно осваивать материал. У ребенка с нарушениями развития не всегда получается приспособиться к темпам и содержанию общеобразовательной программы, что делает обучение для него неэффективным.
Важно отметить, что решение о том, подходит ли ребенку с ОВЗ инклюзивное образование, должно приниматься индивидуально, с учетом его особых потребностей и возможностей, а также ресурсов, доступных в школе.
Как будет развиваться инклюзивное образование
Несмотря на трудности, инклюзивное образование имеет большой потенциал развития. Можно выделить такие перспективы:
- Совершенствование законодательства — создание единых стандартов инклюзивного образования для всех регионов страны.
- Увеличение финансирования — выделение дополнительных средств из федерального и региональных бюджетов на развитие инклюзивного обучения.
- Создание благоприятной социальной среды — проведение информационно-просветительских кампаний, направленных на повышение осведомленности общества о принципах инклюзии, борьба со стереотипами и предрассудками в отношении людей с инвалидностью.
- Развитие материально-технической базы — оснащение школ подъемниками, пандусами и другими средствами.
- Совершенствование системы оценки знаний: внедрение адаптированных методов оценки знаний для детей с ОВЗ.
- Использование информационных технологий — разработка интерактивных образовательных платформ и ресурсов, доступных для детей с различными нарушениями.