00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Педагог, который помогает «особенным» детям с ОВЗ: все о профессии

Педагог, который помогает «особенным» детям с ОВЗ: все о профессии

В России — более 1,5 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Чтобы они могли получить полноценное образование и адаптироваться в обществе, необходима целая команда специалистов. В их числе и педагог по работе с детьми с ОВЗ.

Что это за специалист, каким детям он помогает и где получить образование для трудоустройства? Расскажем в этой статье.

Содержание статьи:

Педагог по работе с детьми с ОВЗ

Кто такой педагог по работе с детьми с ОВЗ?

Педагог, специализирующийся на работе с детьми с ОВЗ, обучает, воспитывает и развивает ребят с различными формами физических и психических отклонений. Специалист обладает знаниями в сфере особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. Умеет разрабатывать и применять специальные образовательные программы, методики и подходы с учетом потребностей своих воспитанников. 

Педагог сотрудничает с родителями и различными специалистами — психологами, учителями-дефектологами по работе с детьми с ОВЗ, логопедами. 

Главная цель педагога — помочь «особенному» ребенку социализироваться, раскрыть свой потенциал и успешно освоить образовательную программу, несмотря на проблемы со здоровьем.

Как стать педагогом по работе с детьми с ОВЗ?

Чтобы работать с детьми с нарушениями развития необходимо высшее или среднее профессиональное образование в сфере коррекционной педагогики. 

Также вы можете пройти программу профессиональной переподготовки в АНО ДПО «УрИПКиП» — «Воспитатель коррекционной школы» или «Дошкольный педагог-дефектолог». 

Воспитатель коррекционной школы
620 часов / 6.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
17 600 руб
13 200 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Дошкольный педагог-дефектолог. Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС ДО
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
24 300 руб
18 300 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

После обучения, которое проходит полностью дистанционно, вы сможете оказывать педагогическую помощь детям с ОВЗ в спецшколах, школах с инклюзивной системой образования, центрах реабилитации и социальных организациях.

Выпускники программы получают диплом о профессиональной переподготовке института с государственной лицензией.

Ждем вас на обучение!

Как взаимодействует педагог с отдельными категориями детей с ОВЗ?

Группа детей с ОВЗ — большая и неоднородная. Ограничения здоровья затрагивают различные психические и физические функции организма — зрение, слух, двигательную активность, нервную деятельность, интеллектуальное развитие и другие.

Рассмотрим специфику работы педагога с различными категориями детей с ОВЗ.

Дети с нарушениями интеллекта

У детей с умственной отсталостью недостаточно развиты мышление, память, внимание. Они развиваются и обучаются медленнее своих здоровых сверстников. Имеют сложности в общении и самообслуживании.

Исправить такие нарушения полностью нельзя. Однако постоянная работа со специалистами позволит их скорректировать. Для этого педагог проводит занятия на тренировку памяти и внимания, формирование мелкой моторики, следует рекомендациям узких специалистов.

Воспитанники с нарушениями опорно-двигательных функций

Дети с ДЦП, последствиями полиомиелита, аномалиями развития позвоночника испытывают трудности с речью, сложно осваивают чтение и письмо. Они быстро устают, и у них слабо развиты пространственные представления. 

Занятия с такими детьми должны развивать мелкую моторики и устную речь, корректировать двигательные нарушения. Для успешного обучения педагог взаимодействует с логопедами и инструкторами-реабилитологами. 

Учащиеся с нарушениями слуха

Глухие и слабослышащие дети отстают в речевом развитии, испытывают сложности с социализацией. Для помощи таким воспитанникам педагог работает в одной связке с сурдопедагогом. Занятия с воспитанником направлены на развитие памяти, речи, мышления и эмоциональной сферы.

Слепые и слабовидящие дети

Воспитанники со зрительными аномалиями не могут оценивать расстояния и величины. Им трудно передвигаться в пространстве и оценивать образы предметов. В этом случае деятельность педагога по работе с детьми с ОВЗ должна быть направлена на: 

  • проведение занятий, которые позволяют получать и обрабатывать информацию об окружающем мире;
  • использование методик обучения чтению и письму по системе Брайля; 
  • применение тифлотехнических учебных средств — тактильных указателей, звуковых устройств, дисплеев для слабовидящих.

В своей работе педагог следует рекомендациям медицинских специалистов и тифлопедагогов. 

Работа с детьми с нарушениями речи

Ребята, которые испытывают трудности в освоении произношения, хуже запоминают речевой материал, имеют бедный словарный запас, сложнее осваивают чтение и письмо. Такие дети нуждаются в развивающих занятиях в соответствии с рекомендациями логопеда. Педагог должен контролировать произношение и постановку речи подопечного в течение всего дня, а также наблюдать за динамикой речевого развития. 

Воспитание и развитие детей-аутистов

Воспитанники с расстройством аутистического спектра (РАС) отличаются необычным поведением. У них слабо развита речь, они погружены в себя, не реагируют на обращения окружающих и не переносят громкие звуки. С такими детьми педагог проводит занятия, направленные на сенсорное развитие, формирование навыков самообслуживания, установление визуального контакта. 

Какие качества необходимы педагогу для работы с детьми с ОВЗ?

Кроме профессиональных знаний, навыков и умений работа с детьми с ОВЗ требует от педагога определенных личных качеств:

  • Любовь к детям.
  • Эмпатия, чуткость и сопереживание.
  • Терпение и эмоциональная устойчивость.
  • Развитые коммуникативные навыки.
  • Позитивный настрой.

Без них невозможно найти подход к «особенным» воспитанникам и добиться успехов в их обучении. 

Программы по теме статьи:

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии
1340 часов / 13.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
69 500 руб
56 400 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной подготовкой в области дошкольной дефектологии
1240 часов / 9.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
26 600 руб
19 900 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации» с дополнительной специализацией в области коррекционной педагогики и методики начального обучения
1340 часов / 6.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
62 100 руб
48 600 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Возврат 13%
Возврат 13%
Подробнее
По запросу предоставляем пакет документов для получения налогового вычета в ФНС в размере 13% от стоимости обучения
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн вебинары с экспертами, которые вы можете посетить бесплатно во время обучения и получить сертификат за каждый посещенный вебинар. Доступны 10000+ в завписи
Служба сопровождения
Служба сопровождения
Подробнее
Отдел по сопровождению учебного процесса отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах. Контакт-центр на любые вопросы о том, как скачать и загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д.)
Бессрочный доступ
Бессрочный доступ
Подробнее
Доступ к учебным материалам навсегда после успешного окончания курса. Записи более 10000 вебинаров доступны ещё 90 дней после успешного завершения курса.
Беспроцентная рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Подробнее
На программы профпереподготовки и профессионального обучения. Рассчитывается индивидуально, без скрытых платежей и участия банка.
Скидки на программы
Скидки на программы
Подробнее
Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Чем больше группа, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для ряда льготных категорий. Уточнить, положена ли вам льготная скидка, можно у специалиста отдела по организации приема.
Дистанционный* формат
Дистанционный* формат
Подробнее
Процессы поступления и обучения, все виды тестирований (экзамен, квалификационный экзамен) проводятся дистанционно*. Документы отправляем бесплатно «Почтой России» после успешного завершения обучения.
Доступ к biblioclub.ru
Доступ к biblioclub.ru
Подробнее
На время обучения предоставляется доступ к университетской электронной библиотеке, содержащей более 150 000 книг, периодических изданий и мультимедийных материалов.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.