В России — более 1,5 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Чтобы они могли получить полноценное образование и адаптироваться в обществе, необходима целая команда специалистов. В их числе и педагог по работе с детьми с ОВЗ.
Что это за специалист, каким детям он помогает и где получить образование для трудоустройства? Расскажем в этой статье.
Содержание статьи:
- Кто такой педагог по работе с детьми с ОВЗ?
- Как стать педагогом по работе с детьми с ОВЗ?
- Как взаимодействует педагог с отдельными категориями детей с ОВЗ?
- Какие качества необходимы педагогу для работы с детьми с ОВЗ?
Кто такой педагог по работе с детьми с ОВЗ?
Педагог, специализирующийся на работе с детьми с ОВЗ, обучает, воспитывает и развивает ребят с различными формами физических и психических отклонений. Специалист обладает знаниями в сфере особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. Умеет разрабатывать и применять специальные образовательные программы, методики и подходы с учетом потребностей своих воспитанников.
Педагог сотрудничает с родителями и различными специалистами — психологами, учителями-дефектологами по работе с детьми с ОВЗ, логопедами.
Главная цель педагога — помочь «особенному» ребенку социализироваться, раскрыть свой потенциал и успешно освоить образовательную программу, несмотря на проблемы со здоровьем.
Как стать педагогом по работе с детьми с ОВЗ?
Чтобы работать с детьми с нарушениями развития необходимо высшее или среднее профессиональное образование в сфере коррекционной педагогики.
Также вы можете пройти программу профессиональной переподготовки в АНО ДПО «УрИПКиП» — «Воспитатель коррекционной школы» или «Дошкольный педагог-дефектолог».
После обучения, которое проходит полностью дистанционно, вы сможете оказывать педагогическую помощь детям с ОВЗ в спецшколах, школах с инклюзивной системой образования, центрах реабилитации и социальных организациях.
Выпускники программы получают диплом о профессиональной переподготовке института с государственной лицензией.
Ждем вас на обучение!
Как взаимодействует педагог с отдельными категориями детей с ОВЗ?
Группа детей с ОВЗ — большая и неоднородная. Ограничения здоровья затрагивают различные психические и физические функции организма — зрение, слух, двигательную активность, нервную деятельность, интеллектуальное развитие и другие.
Рассмотрим специфику работы педагога с различными категориями детей с ОВЗ.
Дети с нарушениями интеллекта
У детей с умственной отсталостью недостаточно развиты мышление, память, внимание. Они развиваются и обучаются медленнее своих здоровых сверстников. Имеют сложности в общении и самообслуживании.
Исправить такие нарушения полностью нельзя. Однако постоянная работа со специалистами позволит их скорректировать. Для этого педагог проводит занятия на тренировку памяти и внимания, формирование мелкой моторики, следует рекомендациям узких специалистов.
Воспитанники с нарушениями опорно-двигательных функций
Дети с ДЦП, последствиями полиомиелита, аномалиями развития позвоночника испытывают трудности с речью, сложно осваивают чтение и письмо. Они быстро устают, и у них слабо развиты пространственные представления.
Занятия с такими детьми должны развивать мелкую моторики и устную речь, корректировать двигательные нарушения. Для успешного обучения педагог взаимодействует с логопедами и инструкторами-реабилитологами.
Учащиеся с нарушениями слуха
Глухие и слабослышащие дети отстают в речевом развитии, испытывают сложности с социализацией. Для помощи таким воспитанникам педагог работает в одной связке с сурдопедагогом. Занятия с воспитанником направлены на развитие памяти, речи, мышления и эмоциональной сферы.
Слепые и слабовидящие дети
Воспитанники со зрительными аномалиями не могут оценивать расстояния и величины. Им трудно передвигаться в пространстве и оценивать образы предметов. В этом случае деятельность педагога по работе с детьми с ОВЗ должна быть направлена на:
- проведение занятий, которые позволяют получать и обрабатывать информацию об окружающем мире;
- использование методик обучения чтению и письму по системе Брайля;
- применение тифлотехнических учебных средств — тактильных указателей, звуковых устройств, дисплеев для слабовидящих.
В своей работе педагог следует рекомендациям медицинских специалистов и тифлопедагогов.
Работа с детьми с нарушениями речи
Ребята, которые испытывают трудности в освоении произношения, хуже запоминают речевой материал, имеют бедный словарный запас, сложнее осваивают чтение и письмо. Такие дети нуждаются в развивающих занятиях в соответствии с рекомендациями логопеда. Педагог должен контролировать произношение и постановку речи подопечного в течение всего дня, а также наблюдать за динамикой речевого развития.
Воспитание и развитие детей-аутистов
Воспитанники с расстройством аутистического спектра (РАС) отличаются необычным поведением. У них слабо развита речь, они погружены в себя, не реагируют на обращения окружающих и не переносят громкие звуки. С такими детьми педагог проводит занятия, направленные на сенсорное развитие, формирование навыков самообслуживания, установление визуального контакта.
Какие качества необходимы педагогу для работы с детьми с ОВЗ?
Кроме профессиональных знаний, навыков и умений работа с детьми с ОВЗ требует от педагога определенных личных качеств:
- Любовь к детям.
- Эмпатия, чуткость и сопереживание.
- Терпение и эмоциональная устойчивость.
- Развитые коммуникативные навыки.
- Позитивный настрой.
Без них невозможно найти подход к «особенным» воспитанникам и добиться успехов в их обучении.