— Александра, почему вы решили стать специальным психологом?
— На самом деле, все началось с того, что я выбрала предметы, по которым могла бы достойно сдать ЕГЭ. После этого стала искать специальности, для поступления на которые подходили эти предметы. Вместе с мамой мы изучали информацию о специальностях, а также то, кем и где можно работать после выпуска. В итоге я выбрала направление «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Специальная психология». Конечно же, в самом начале обучения не было точного понимания, что это, но было очень интересно. Обучение мне нравилось. На 3 курсе я узнала, что в моем городе есть общественная организация, в которой проводятся занятия для детей с расстройствами аутистического спектра. Мама предложила пойти туда в качестве волонтера. После посещения занятий я убедилась, что не ошиблась в выборе специальности.
— Где вы работаете сейчас?
— В настоящее время работаю в ГОУ ТО «Тульском областном центре образования» и являюсь экспертом в АНО ДПО «УрИПКиП».
— Что самое сложное в вашей профессии?
— Документация – важная часть работы дефектолога. Но для меня она является самым сложным в работе. Для меня это монотонная деятельность, она занимает достаточно много времени, которое я хотела бы уделять практической составляющей профессии.
— Что вам нравится больше всего в вашей профессии?
— Больше всего мне нравится проводить занятия с детьми, подбирать и готовить материалы для занятий.
— Как может развиваться специалист?
— Постоянное обучение и развитие имеет огромное значение для специалиста. Жизнь в современном мире течет очень быстро, стремительно развиваются технологии, совершенствуются методы и приемы коррекционной работы с различными категориями детей, поэтому специалисту необходимо быть в курсе тенденций развития коррекционной педагогики. Для этого специалист может проходить различные курсы повышения квалификации. Сейчас можно непрерывно обучаться с помощью дистанционных технологий, не выходя из дома, в удобное время.
— Александра, что вы посоветуете начинающим специалистам?
— В первую очередь, я рекомендовала бы при подготовке к занятиям прорабатывать все "от" и "до". Важно, чтобы все материалы были подготовлены заранее. Специалисту необходимо быть терпеливым и последовательным в своих действиях. Стоит отметить важность установления доброжелательных и доверительных отношений с родителями. Если специалист работает в коллективе, в котором есть более опытные коллеги, то можно обратиться к ним за помощью и советом.
Специалисту необходимо следить за своим здоровьем, как физическим, так и психологическим. На мой взгляд, это важно, так как качество оказания коррекционной помощи детям зависит не только от компетентности специалиста, но и от его самочувствия. Если специалист нездоров или находится в состоянии стресса, то он не сможет работать с полной самоотдачей.