Что такое сенсорная интеграция, какое влияние она оказывает на развитие ребенка, чему способствует выполнение сенсорных упражнений – рассказала эксперт института АНО ДПО «УрИПКиП», специальный психолог, практикующий педагог-дефектолог Александра Даильнева.
Для того, чтобы ребенок развивался успешно, ему необходимо получать достаточное количество сенсорной стимуляции. Данный процесс чаще проходит естественным образом в соответствии с возрастными изменениями человека. Если процесс нарушается на одном из этапов (на этапе входа информации, организации или ответной реакции), то естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными. Это влияет на формирование процессов обучения, физическое, эмоциональное развитие и поведение.
Сенсорная интеграция – перспективное направление коррекционной педагогики.
Теория сенсорной интеграции и методики ее практического применения были разработаны доктором Э. Джин Айрес. Они активно используются специалистами с начала 1970-х годов. В настоящее время теория сенсорной интеграции активно развивается и регулярно дополняется благодаря постоянным исследованиям.
Теория сенсорной интеграции – это теория о взаимосвязи мозга и поведения, которая призвана:
- объяснить, почему конкретный человек ведет себя определенным образом;
- спланировать терапию, направленную на преодоление определенных затруднений;
- спрогнозировать, как в результате коррекции будет изменяться поведение.
Сенсорная интеграция:
- Представляет собой бессознательный процесс, происходящий в головном мозге;
- Организует информацию, полученную с помощью органов чувств (например, вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
- Наделяет значением ощущения, которые мы испытываем, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать педагога и не отвлекаться);
- Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся;
- Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции делятся на категории согласно нашим чувствам: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, проприоцепция, координация.
Признаки нарушения сенсорной интеграции:
- Гиперактивность или повышенная отвлекаемость;
- Проблемы с поведением;
- Трудности с языком и речью;
- Мышечный тонус и нарушение координации;
- Проблемы с обучением в школе;
- Трудности удержания равновесия;
- Защитная реакция на сенсорные стимулы.
Если у ребенка наблюдается нарушение сенсорной интеграции, то его развитие не сбалансировано: одни области нервной системы работают хорошо, другие же выполняют свои функции с перебоями, – следовательно развитие ребенка в чем-то будет соответствовать его возрасту, а в чем-то ребенок будет отставать.
С дисфункцией сенсорной обработки или нарушением обработки сенсорной информации сталкиваются многие неврологи, психиатры, медицинские психологи.
➥ Цель сенсорно-интеграционной коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Айсберг обучения
В коррекционной педагогике разработаны комплексы занятий, игр и упражнений, способствующих сенсорному развитию и сенсорной интеграции ребёнка.
Сенсорная интеграция играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка. Главная задача – насыщение окружающей обстановки предметами, которые предоставляли бы ребенку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела, развивать двигательные умения.
Использование сенсорных упражнений способствует тому, что:
- Ребенок учится распознавать ощущения, которые поступают из внешнего мира, и правильно реагировать на них.
- Родители и ребенок учатся новым методам и приемам саморегуляции и сенсорной интеграции.
- Повышается внимание и любознательность ребенка.
- Уменьшается стресс и тревожность у ребенка.
- У детей с ДЦП улучшается активность в двигательной сфере.
- Ребенок принимает перемены в окружающем мире более спокойно.