Чтобы ребенок развивался успешно, ему необходимо получать достаточное количество сенсорной стимуляции. Если процесс нарушается на одном из этапов (на этапе входа информации, ее обработки или ответной реакции), то ребенок сталкивается с трудностями в обучении и поведении.
Подробнее о том, какое влияние сенсорная интеграция оказывает на развитие ребенка, рассказала эксперт института АНО ДПО «УрИПКиП», специальный психолог, практикующий педагог-дефектолог Александра Даильнева.
Содержание статьи:
- Что такое сенсорная интеграция
- Признаки нарушения сенсорной интеграции
- Коррекция сенсорных нарушений
Что такое сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция — перспективное направление коррекционной педагогики.
Теорию сенсорной интеграции и методики ее применения разработала эрготерапевт Энн Джин Айрес. С начала 1970-х гг. способы сенсорной стимуляции ребенка активно используют специалисты по всему миру.
Теория сенсорной интеграции призвана:
- Объяснить, почему конкретный человек ведет себя определенным образом.
- Разработать программу терапии, направленную на преодоление сенсорных трудностей.
- Спрогнозировать, как в результате коррекции будет изменяться поведение.
Сенсорная интеграция:
- Представляет собой бессознательный процесс, происходящий в головном мозге.
- Организует информацию, полученную с помощью органов чувств (например, вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве).
- Наделяет значением ощущения, которые мы испытываем, отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать педагога и не отвлекаться).
- Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся.
- Формирует базу теоретического обучения и социального поведения.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции делятся на категории согласно нашим чувствам: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, проприоцепция, координация.
Признаки нарушения сенсорной интеграции
К основным признакам относятся:
- гиперактивность или повышенная отвлекаемость;
- трудности с поведением;
- речевые патологии;
- нарушение координации;
- проблемы с обучением в школе;
- сложности с удержанием равновесия;
- защитная реакция на сенсорные стимулы.
Если у ребенка есть нарушение сенсорной интеграции, то его развитие не сбалансировано. Одни области нервной системы работают хорошо, другие же выполняют свои функции с перебоями. Следовательно, развитие ребенка лишь отчасти будет соответствовать его возрасту.
С дисфункцией сенсорной обработки или нарушением обработки сенсорной информации сталкиваются в своей практике многие неврологи, психиатры, медицинские психологи.
➥ Цель сенсорно-интеграционной коррекции — усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Коррекция сенсорных нарушений
В коррекционной педагогике разработаны комплексы занятий, игр и упражнений, способствующих сенсорному развитию ребенка. Их главная задача — интегрировать в окружающую обстановку предметы, которые предоставляли бы ребенку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела, развивать двигательные умения.
Примеры упражнений и игр
- «Чудесный мешочек»: ребенок на ощупь определяет, что лежит в мешочке (гладкие, шероховатые, мягкие, твердые предметы).
- Игры с кинетическим песком или тестом: создание фигур, лепка и использование разных текстур.
- «Музыкальный оркестр»: игра на простых музыкальных инструментах (барабан, маракасы, треугольник).
- «Угадай звук»: ребенок слушает звуки (шуршание бумаги, звон монет, стук ложек) и определяет, что это.
- «Пазлы и мозаики»: сбор изображений или фигур из частей.
- «Полоса препятствий»: ползание под стульями, прыжки через предметы, балансирование на доске.
- «Угадай запах»: ребенок определяет запахи (кофе, ваниль, цитрус, травы).
Благодаря сенсорным упражнениям:
- Ребенок учится распознавать ощущения, которые поступают из внешнего мира, и правильно реагировать на них.
- Ребенок учится новым методам и приемам саморегуляции и сенсорной интеграции.
- Повышается внимание и любознательность.
- Уменьшается стресс и тревожность.
- У детей с ДЦП улучшается активность в двигательной сфере.
- Ребенок принимает перемены в окружающем мире более спокойно.