В российских детских садах обучаются более 517 тысяч воспитанников с ОВЗ. Это 6,8% от общего числа дошкольников. И дети с особенностями развития, и нормотипичные дети имеют право на обучение в детском саду вместе со своими сверстниками. Инклюзивный детский сад дает такую возможность.
Рассказываем об этой форме обучения — ее особенностях, преимуществах и недостатках.
Содержание статьи:
- Специфика инклюзивного образования в ДОУ
- Как инклюзивное образование в ДОУ влияет на воспитанников
- Плюсы и минусы дошкольного инклюзивного образования
- Где учиться на педагога инклюзивного образования в ДОУ
Специфика инклюзивного образования в ДОУ
Цель смешанного обучения — обеспечить детям с ОВЗ и их сверстникам без физических и интеллектуальных нарушений равный доступ к образованию. Такой формат имеет свои особенности.
- Индивидуализация обучения. Воспитатель должен учитывать увлечения, способности и ограничения здоровья каждого ребенка, разрабатывая образовательные программы.
- Развитие социальных навыков. Важно не только обучать воспитанников считать, рисовать и читать, но и учить их общаться. Инклюзивная среда способствует тому, чтобы дети с разными способностями дружили друг с другом и принимали различия.
- Создание доступной безбарьерной среды. Ничто не должно мешать подопечному получать образование. Например, он без проблем должен попадать в детский сад, передвигаться по группе и т. д. Для этого может понадобиться расширить дверные проемы, поставить специальное оборудование, сделать пандус.
- Формирование дружелюбной атмосферы. Дети должны чувствовать себя в безопасности и быть уверенными в том, что их не будут обижать из-за индивидуальных особенностей.
- Сотрудничество специалистов. Инклюзивное образование в саду требует тесного взаимодействия педагогов, психологов, дефектологов и других специалистов. Командная работа помогает создать оптимальные условия для развития каждого ребенка.
- Поддержка родителей. Важно, чтобы воспитатель рассказывал родителям, какие методы он использует в работе с детьми, интересовался их мнением перед принятием важных решений, проводил персональные консультации.
Как инклюзивное образование в ДОУ влияет на воспитанников
Инклюзивное обучение помогает детям с ОВЗ адаптироваться к школьному обучению. Специалисты в области педагогики отмечают, что привыкание к школе лучше проходит у тех детей, кто регулярно посещал детский сад. Дело не только в полученных знаниях.
Воспитанники в ДОУ учатся быть самостоятельными в быту, знакомиться и дружить со сверстниками, соблюдать общественные нормы и правила. Всё это влияет на успешность обучения.
Нахождение в среде типично развивающихся дошкольников помогает наладить поведение детей с ОВЗ. Они подражают сверстникам и понимают, как нужно реагировать в тех или иных ситуациях.
Инклюзия влияет на всех участников процесса образования. Нормотипичные воспитанники получают опыт общения с особенными детьми, а родители и педагоги развивают личностные навыки — эмоциональный интеллект, адаптивность, гибкость, толерантность.
Плюсы и минусы дошкольного инклюзивного образования
Инклюзивное образование — это законодательно закрепленный формат обучения. Родители вправе выбирать, как и где именно их ребенок будет получать образование. Плюсы такого формата:
- Социальная интеграция. Совместное обучение нормотипичных и особенных дошкольников уменьшает стигматизацию и делает общество более терпимым к людям с особенностями развития.
- Коррекция нарушений. Развитие воспитанников проходит в пяти направлениях — социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом. Такой комплексный подход позволяет добиться всестороннего развития ребенка с ОВЗ и по возможности минимизировать проявления нарушений.
- Развитие эмпатии. Учеба с нормотипичными детьми формирует умение понимать чувства и эмоции других. Это важное качество, которое поможет ребенку с ОВЗ в будущем. Кроме того, способность поставить себя на место другого снижает вероятность буллинга в детском коллективе.
- Обогащение образовательного процесса. Разнообразие детей в группе, их уникальные способности и опыт влияют на содержание обучения и результаты. Например, если в коллективе есть ребенок с нарушением зрения или слуха, другие воспитанники могут познакомиться со шрифтом Брайля и языком жестов.
Среди недостатков инклюзивного образования выделяют следующие:
- Нехватка ресурсов. Не все дошкольные учреждения имеют достаточное количество специалистов и материалов для эффективного обучения детей с разными потребностями.
- Конфликты среди воспитанников. Неподготовленные дети могут негативно отреагировать на появление ребенка с особенностями.
- Психологическая нагрузка. Необходимость приспосабливаться к новым условиям может тяжело даваться подопечным.
Где учиться на педагога инклюзивного образования в ДОУ
Успешность инклюзивного образования во многом зависит от качества подготовки специалистов. Действующим воспитателям понадобится дополнительное обучение, прежде чем начать работать с особенными детьми.
На нашей программе профпереподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной подготовкой в области дошкольной дефектологии» вы сможете научиться работать как с детьми с ОВЗ, так и с дошкольниками с сохранным развитием. Диплом о профпереподготовке позволит официально устроиться воспитателем в детский сад любого формата.
Специалисты с опытом могут пройти двухмесячный курс повышения квалификации «Нейропсихологические технологии в работе педагога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями», который научит подбирать эффективные инструменты для работы с детьми с ОВЗ. Ваши компетенции в области нейропсихологических технологий подтвердит удостоверение о повышении квалификации.