Мы часто слышим про инклюзию. Инклюзивное кафе, Barbie выпустили коллекцию инклюзивных кукол, инклюзивный класс в школе, инклюзивный лагерь. Мы решили поговорить об инклюзии с Ириной Пудовинниковой — руководителем проекта «Инклюзивная капсула» в АНО БО «Журавлик».
Ирина Пудовинникова – руководитель программы «Инклюзивная капсула»
в АНО БО «Журавлик».
Расскажите немного о себе
— С 2017 года я являюсь руководителем «Инклюзивной капсулы» в АНО БО «Журавлик». Вообще по образованию я учитель английского и немецкого, но я окончила магистратуру по инклюзии в Австралии, программа называлась Inclusive and Special Needs Education. После окончания учебы я вернулась в Россию, начала работать вместе с Ольгой Журавской сначала в фонде «Галчонок», а затем, завершив грант по проекту «ТравлиNET», перешла в «Журавлик».
В чем заключается миссия проекта «Инклюзивная капсула»?
— На данный момент у нас есть 3 направления: дошкольное образование, начальная школа и средняя школа. Также у нас есть партнерская программа с медицинским учреждением,а совсем недавно мы выиграли грант на проект по оказанию ранней помощи для детей с аутизмом.
В течение трех лет мы сотрудничаем с государственным инклюзивным детским садом, который называется детский сад «Наш дом», в Ясенево. Мы оплачиваем детскому саду ассистентов, дополнительные часы воспитателям, чтобы они могли больше заниматься с детьми.
Что касается начальной школы, на данный момент мы курируем 3 ресурсных класса в двух школах: в г. Москва и в г. Железнодорожный, Подмосковье. На три класса — 15 детей с диагнозом РАС.
► В чем заключается наша поддержка: мы ищем финансирование, чтобы школа могла обеспечить каждого ребенка индивидуальным тьютором.
Отдельного проекта по средней школе у нас нет. Но в рамках проекта «ТравлиNET» мы делаем инклюзивный лагерь.
Так же я упомянула ранее, что мы сотрудничаем с медицинскими учреждениями. Один из таких примеров — это Центр имени Сухаревой. Мы выиграли грант от Фонда президентских грантов, по этому гранту мы занимались внедрением прикладного анализа поведения в центре им. Сухаревой, обучали специалистов, оплачивали супервизии от поведенческого аналитика, проводили мероприятия, открытые конференции, написали методичку по анализу поведения для психологов, медиков.
Проект получился уникальный, благодаря этому проекту в медучреждении сейчас можно пройти бесплатную и платную реабилитацию с занятиями включающими инструменты прикладного анализа поведения. Там очень хорошие специалисты — клинические психологи, которые обучились ABA (прикладной анализ поведения).
Проблема заключается в том, что прикладной анализ поведения в России официально не очень распространен, однако по этому методу существует огромное количество статей с доказанной эффективностью. В России Прикладной Анализ Поведения применяется относительно недавно, но уже есть курсы прикладного анализа поведения для родителей, для специалистов, но, к сожалению, у нас нету сертификации. Все русские поведенческие аналитики получают сертификацию и проходят супервизию у зарубежных специалистов, очень часто эти специалисты русские, просто живут за границей.
Из последних новостей: мы выиграли грант «Абсолют» на 2 года, по которому хотим обучать специалистов ранней помощи из соцзащиты, ФРЦ, других НКО. Мы планируем использовать Денверскую модель раннего вмешательства, в России это называется Системная ранняя помощь. Наша цель — продвинуть эту идею в государственные учреждения, обучить специалистов использованию этой модели, а также мы поедем на стажировку в Санкт-Петербург, в институт ИРАВ, чтобы написать свое исследование по ранней помощи и создать доказательную базу именно в России. Проводить исследование мы будем совместно с ФРЦ. (ФРЦ МГППУ)
Помимо всего вышесказанного, мы проводим лекции, встречи на тему инклюзии, разнообразия в школах и образовательных учреждениях, где есть дети с особыми потребностями.
Услуги бесплатные для государственных школ и платные для частных школ или частных образовательных учреждений.
Расскажите про инклюзивный лагерь
— Инклюзивный международный лагерь Little People Camp — это коммерческий проект. Суть этого лагеря заключается в том, что дети с особыми потребностями находятся вместе с нейротипичными детьми.
Мы придумали его вместе с Марией Свир, во время пандемии я прошла конкурс на стажировку в США с проектом «Лагерь для всех», но пришлось перенести свою стажировку в онлайн-формат, я брала интервью у спикеров из Америки, которые имеют отношение к инклюзии, организуют лагеря у себя, всю эту информацию мы собрали на отдельном сайте, который можно найти в разделе «Инклюзия» на Little people camp. За время подготовки я узнала о лагере «Дружный», который находится в Перми — это очень хороший пример инклюзивного лагеря в России.
В этом году мне удалось завершить проект и съездить в Америку как независимый специалист с целью посмотреть, как устроены инклюзивные лагеря в Штатах. За время стажировки я узнала, как готовить инклюзивные лагеря, с чего начинать, как проводить подготовку вожатых, в общем, обо всем.
Если говорить о нашем лагере, обычно в смене 60 детей, из которых максимум 4-5 человек с особыми потребностями. У нас были дети с Аспергером, СДВГ, РАС, ДЦП. Мы делили детей на 3-4 отряда, все дети друг друга знают. Изначально был принцип, что никаких соревновательных мероприятий мы не делаем, а первые дни посвящаем только миксованию детей, тимбилдингу, каждый вечер Свечки, и очень индивидуальный подход. Вожатые постоянно проводят время с детьми, общаются с ними. У нас был опыт языкового лагеря, причем для учителей-иностранцев этот формат не был в новинку, потому что, обучаясь на педагога, в университете они изучают инклюзию. Все истории заканчивались очень хорошо, никто не уезжал раньше, родители были довольны, мы получили очень хорошие отзывы. Первые дни для ребят, конечно, были сложными, но потом они приезжали к нам второй, третий раз. Многие родители детей с особыми потребностями отмечали скачки в развитии после нашего лагеря.
Сейчас Little People Camp проводит выездные смены и смены для подростков, я переключилась на проекты для дошкольников, потому как воспитываю двух мальчиков 3 и 1 год.
Кто занимался обучением вожатых для лагеря?
— Обучением вожатых по части инклюзии занималась я. Мы проводили тренинги. Вожатым мог стать любой, наличие педагогического образования не являлось обязательным, главное — это любить детей. Очень много ребят молодых и постарше, которые успешно работают с детьми без педагогического образования. Главное, чтобы детям было комфортно.
А вот для иностранцев педагогическое образование являлось обязательным критерием.
Кстати, команда осталась почти в таком же составе, в каком она была собрана в первый год. Основные 4 вожатых работают в проекте уже пятый год.
Существует ли инклюзия в школах?
— Инклюзия в школах существует. В частных школах это развито и работает лучше, чем в государственных, однако и в государственных школах есть ученики с особыми потребностями. Сейчас все общеобразовательные школы обязаны принимать любых детей по прописке. Что касается детей с особыми потребностями, то, в зависимости от прописанной программы, они могут учиться либо в общем классе, либо в ресурсном классе, либо в автономном классе, либо в коррекционной школе, которых сейчас осталось мало. Все очень индивидуально.
Главная проблема государственных школ заключается в отсутствии финансирования и подготовленных специалистов. Школа просто не может себе позволить оплачивать тьюторов детям с особыми потребностями. Поэтому происходит «стихийная инклюзия», когда ребенка привели в класс, оставили, а что, как с ним работать, никто не знает. И сидит ребенок на задней парте в классе, но с ним никто не занимается.
Поэтому вся надежда на родителей: они могут позаботиться о своем ребенке и нанять ему тьютора. Но есть школы, которые заинтересованы в обучении детей с особыми потребностями не просто для «галочки», а действительно заинтересованы. Такие школы обращаются за помощью к нам или в другие фонды.
Проекты, которые развивает Ирина со своей командой в АНО БО «Журавлик», доказывают, что дети с особыми потребностями могут стать полноценными членами нашего общества. Мы все особенные, и в этом заключается уникальность каждого из нас.