На первый взгляд кажется, что в детском саду дети играют, гуляют и спят, а воспитатель просто за ними приглядывает. На самом деле все детские сады строго соблюдают режим дня. Распорядок позволяет вовремя провести занятия, накормить детей, дать им время выплеснуть энергию и отдохнуть. В этой статье рассказываем о режимных моментах детского сада и роли воспитателя в них.

Зачем детскому саду нужен режим
Во-первых, он необходим работникам ДОУ. Повара должны знать, когда начать готовить обед, методисту нужно понимать, в какое время лучше всего провести собрание для педагогов, а воспитателям важно планировать занятия и прогулки так, чтобы они чередовались с отдыхом и приемом пищи.
Во-вторых, режим нужен дошкольникам. В силу возраста дети не всегда могут понять, что для них будет полезнее. Допустим, если бы не было обязательного тихого часа, воспитанники наверняка предпочли бы играть как можно дольше. Это бы нарушило их эмоциональную стабильность и родителям пришлось бы долго укладывать малышей спать.
Работа с дошкольниками в условиях реализации ФГОС
Получите квалификацию воспитателя детей дошкольного возраста за 4 месяца
- преподаватели — практикующие педагоги
- диплом о профпереподготовке
- практические задания и онлайн-вебинары
Кроме того, четкий режим дня влияет на:
- Физическое развитие детей. Правильно распределенные приемы пищи, сон, прогулки и подвижные игры способствуют росту, укреплению иммунитета и формированию здоровых привычек.
- Эмоциональное благополучие. Когда события в течение дня повторяются в определенном порядке, дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, а еще у них снижается уровень тревожности.
- Психологическое развитие. Привычная структура дня помогает дошкольникам воспитывать чувство ответственности, дисциплины и организованности.
- Социальные навыки. Соблюдая режим вместе с другими детьми, ребенок учится уважать правила, понимать границы и взаимодействовать в коллективе.
Четкий регламент режимных моментов позволяет всему коллективу согласованно работать и воспитывать здоровых, социально адаптированных, гармонично развитых детей.
Как обычно выглядит день в детском саду
Расписание режимных моментов строится так, чтобы чередовались разные виды деятельности — активные и спокойные, познавательные и игровые, коллективные и индивидуальные. Это позволяет дошкольникам не только полноценно развиваться, но также сохранять силы и хорошее настроение на весь день.
Как правило, день в детском саду включает такие режимные моменты:
7:00–8:30 | Утренний прием детей | Встреча воспитанников, общение с родителями, беседы с детьми, утренняя гимнастика |
|---|---|---|
8:30–9:00 | Завтрак | Первый прием пищи обычно состоит из каши или омлета, бутерброда, напитка |
9:00–10:00 | Образовательная деятельность | Занятия по развитию речи, математических умений, рисованию, музыке и другим направлениям |
10:00–10:15 | Самостоятельная деятельность | Время, когда дети могут выбрать, чем они хотят заниматься, — играть, рисовать, общаться и т. д. |
10:15–10:20 | Второй завтрак | Перекус из фруктов, кисломолочного напитка или сока |
10:20–12:00 | Прогулка | Подвижные игры на свежем воздухе, наблюдения за природой, труд |
12:00–12:30 | Обед | Основной прием пищи, который включает в себя суп, второе блюдо, салат, напиток и хлеб |
12:30–15:00 | Дневной сон | Время восстановления сил и психоэмоционального состояния детей, а также возможность для воспитателя заняться бумажной работой |
15:00–15:30 | Подъем | Воздушные и водные процедуры для закаливания детей, игры |
15:30–16:00 | Полдник | Последний прием пищи состоит из белковых продуктов — творожной запеканки или запеченной рыбы, а также может включать в себя хлебобулочные и кондитерские изделия |
16:00–17:00 | Совместная и самостоятельная деятельность | Игры, чтение книг, творческие занятия, индивидуальная работа воспитателя с детьми |
17:00–19:00 | Вечерняя прогулка | Игры на улице, встреча с родителями, уход домой |
Каждый этап имеет воспитательную задачу: укрепляет здоровье, развивает интеллект, формирует навыки общения.
Кроме того, расписание зависит от времени года: летом дети дольше гуляют, зимой больше времени проводят в помещении. Имеет значение и возраст: чем старше дети, тем длиннее их развивающие занятия.
Образовательные занятия
В детском саду нет уроков как в школе, зато есть непосредственная образовательная деятельность (НОД). Проще говоря — занятия.
НОД — основа познавательного развития дошкольников. Благодаря ним дети развивают речь, знакомятся с азами математики, изучают окружающий мир.
Образовательный процесс в ДОУ отличается от школьного: вместо длинных уроков — короткие динамичные блоки, насыщенные движением и сменой активности. Например, чтобы познакомить детей со счетом, воспитатель может предложить им построить «поезд» из кубиков, где каждый вагон соответствует определенной цифре. Так дети и играют, и учатся.
В рамках НОД воспитатель:
- заранее готовит материалы в доступной и интересной форме;
- помогает детям удерживать внимание;
- чередует виды активности;
- формирует у детей позитивное отношение к обучению.
Получите глубокие знания в педагогике и детской психологии
Самостоятельная деятельность детей
Несмотря на насыщенность событий в группе, у детей в течение дня есть время для игр и дел по собственному усмотрению. Это могут быть сюжетно-ролевые игры («магазин», «больница», «семья»), строительство из конструктора, рисование, лепка и т. д.
В процессе игр дети учатся договариваться, распределять роли, строить диалоги. Умение ребенка самостоятельно находить себе занятия развивает у него находчивость, воображение, независимость.
Роль воспитателя в этом режимном моменте — наблюдать за игрой, поддерживать позитивную атмосферу, ненавязчиво помогать детям справляться с трудностями, предлагать идеи для новых сюжетов. Важно, чтобы педагог не вмешивался напрямую, а лишь направлял и обеспечивал пространство для развития детской инициативы.
Прогулки
Занятия на свежем воздухе дважды в день укрепляют здоровье детей, формируют иммунитет, развивают координацию движений и физическую выносливость. На улице дети получают необходимую двигательную нагрузку, а еще прогулки учат малышей наблюдать за природой и заботиться о ней.
Воспитатель может организовать подвижные игры, эксперименты или дать небольшие поручения, например, собрать листья, полить растения на участке.
Педагог следит за безопасностью, стимулирует детей активно двигаться, адаптироваться к погодным условиям и проявлять интерес к окружающему миру.
Бытовые моменты (гигиена и самообслуживание)
Между режимными моментами отводится время на бытовые процессы. Дети обязательно моют руки перед едой и после прогулки. Воспитатель объясняет, как правильно это делать и зачем нужна гигиена.
Все прогулки сопровождаются одеванием и раздеванием. Воспитанники учатся послойно надевать одежду, справляться с пуговицами и молниями, обуваться, не путая ноги. Для взрослого это привычные действия, а для дошкольника — важные шаги к самостоятельности.
Постепенно дети осваивают навыки настолько, что выполняют их автоматически. Начиная со средней группы, воспитатель может просить помощи: расставить салфетницы, убрать пособия после занятий, полить цветы.
Роль воспитателя — не только обучить бытовым навыкам, но и сформировать у детей ответственность, организованность, навыки самообслуживания. Важно, чтобы педагог был терпеливым, помогал каждому ребенку и поощрял самостоятельность.
Окончание рабочего дня
Во второй половине дня большее внимание уделяется спокойным видам деятельности — настольным играм, рисованию, поделкам. Это время для отдыха, подведения итогов и подготовки к встрече с родителями.
Воспитатель уже не обучает детей математике или русскому языку, но продолжает всесторонне развивать дошкольников. Например, он может прочитать сказку и предложить обсудить ее: «Почему герой поступил так? Что бы вы сделали на его месте?» Дети делятся мнениями, учатся рассуждать и слушать друг друга.
Спокойное окончание дня помогает малышам постепенно снизить активность и эмоционально подготовиться к возвращению домой. Здесь закрепляются впечатления, полученные за день, формируется привычка анализировать события.
Деятельность воспитателя в завершающих режимных моментах — подвести итоги, похвалить детей за успехи, поддержать их настроение. Важно также наладить контакт с родителями. Педагог может рассказать, как воспитанник проявлял себя, чему новому научился, что вызвало трудности. Это поможет выстроить единый воспитательный процесс в саду и дома.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!