Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Методы коррекции речи при нарушениях слуха

Особенности развития речи у детей с нарушением слуха

Чем сильнее нарушен слух, тем выраженнее задержка речевого развития. Дети с глубокой тугоухостью или глухотой сталкиваются с серьезными трудностями в формировании речи.

ваша выгода 2 500 ₽ до 15.12.2025
Профессиональная переподготовка

Сурдопедагог

Научитесь помогать детям с нарушениями слуха

  • преподаватели — практикующие дефектологи
  • диплом о профпереподготовке через 5,5 месяцев
  • практические задания и онлайн-вебинары
Изображение 165

Время появления слуховых нарушений

Речевое развитие во многом зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял слух.

  • Ранняя потеря слуха (до 3 лет) сильно влияет на развитие речи, ведь именно в этот период формируются основные речевые навыки.
  • При врожденной тугоухости к концу первого года жизни снижается интенсивность предречевых действий — гуления и лепета. Ребенок почти не осваивает речь и чаще переходит на жесты.
  • Потеря слуха до 1,5 лет может привести к полному исчезновению уже сформировавшейся речи за несколько месяцев.
  • Потеря слуха в 2–4 года вызывает постепенный распад речи, если не начать коррекционную работу.
  • У детей старше 5 лет потеря слуха не приводит к полной утрате речи, но вызывает сложности в произношении и ограничивает словарный запас.
Чем раньше начинается работа логопеда с детьми с нарушениями слуха, тем меньше будет проблем со звукопроизношением и восприятием речи.

Трудности звукопроизношения и речи

Основные сложности у детей с нарушением слуха:

  • Неверное звукопроизношение — замененные или отсутствующие звуки, специфическая артикуляция. Например, ребенок может менять свистящие звуки на шипящие или картавить.
  • Нарушение восприятия речи — дети не различают звуки на слух, что приводит к неправильному произношению и бедности словаря. Они не воспринимают окончания слов и могут заменять одно слово на другое, не понимая разницу.
  • Нарушения грамматики — дети используют неправильные падежи, пропускают предлоги и не согласовывают слова. Это происходит потому, что на слух дети не улавливают грамматически важные элементы, например, окончания и предлоги.

Слуховые и речевые нарушения напрямую отражаются на успеваемости ребенка. Из-за трудностей с восприятием и произношением звуков детям сложно осваивать грамоту, читать, писать и выполнять задания, связанные с речью.

Коррекцию речевых нарушений у детей с нарушением слуха важно начинать как можно раньше. Специальные методы логопедической и сурдопедагогической работы помогают развивать речь и улучшать общение.

Где учатся дети с нарушениями слуха

Если у ребенка легкая степень снижения слуха (не различает звуки тише 50 дБ), он может посещать обычный детский сад или школу. Но при этом обязательно нужно заниматься с логопедом.

При более выраженных трудностях (невосприятие звуков 50–70 дБ на расстоянии метра) ребенку часто требуется слуховой аппарат. В этом случае он также может учиться в общеобразовательной школе.

При тяжелых слуховых нарушениях, в том числе при полной глухоте, необходима специализированная помощь. Даже при использовании слуховых аппаратов или после операций по восстановлению слуха такие дети занимаются в коррекционных учреждения. Там обучение проходит по адаптированным программам и с обязательными логопедическими занятиями.

Логопедическая помощь детям с тугоухостью и глухотой

Занятия с логопедом — это не просто уроки. Это системная работа, где задействуются слух, зрение, речь и мышление. Задача логопеда — не просто исправить дефекты речи, а научить ребенка общаться и понимать окружающих. Это поможет ему чувствовать себя увереннее в обществе.

Что входит в занятия

Работа логопеда с ребенком выстраивается индивидуально. Сначала специалист определяет, насколько развиты речь и слух, что получается, а что нет. Потом логопед составляет план занятий, в который может входить:

  • Постановка звуков. Ребенка учат произносить звуки так, чтобы его понимали другие. Если он пока говорит «тамолет» вместо «самолет» — это не страшно. 
  • Обогащение словарного запаса. Через игры, картинки и простые упражнения ребенок узнает новые слова и учится строить фразы.
  • Развитие связной речи. Задача — чтобы ребенок не просто произносил слова, а мог рассказывать, что произошло, чего он хочет или что чувствует.
  • Обучение чтению и письму. Если ребенок школьного возраста — ему помогают освоить программу, подтянуть письмо, научиться понимать прочитанное.
  • Обучение чтению с губ. Важный навык для слабослышащих детей: ребенка учат считывать речь по артикуляции говорящего.

Содержание логопедической работы в школах для слабослышащих направлено на всестороннее развитие ребенка — речевое, умственное и личностное.

Как проходят занятия с дошкольниками

С маленькими детьми, особенно в детском саду, логопед начинает с самого начала — буквально с лепета. Учит произносить простые звуки, повторять за взрослым, двигаться под ритм. Использует игровые приемы: кукол, яркие карточки, звучащие игрушки. Постепенно переходит к словам и коротким предложениям.

Почему важно развивать слух и зрение вместе

Если ребенок плохо слышит, он может использовать зрение как «второй слух». Поэтому логопед развивает оба канала восприятия — слуховой и зрительный.

Например, специалист сначала произносит слово, прикрывая губы экраном, — это помогает ребенку тренировать слух. Затем наоборот: произносит без звука, чтобы малыш распознал слово по движениям губ.

Чтение с губ — не просто умение смотреть на рот, а сложный навык, требующий тренировки. Логопед объясняет, как двигаются губы при произнесении разных звуков, как отличить похожие слова по артикуляции. Сначала дети тренируются с педагогом, потом с родителями и одноклассниками. Со временем они учатся понимать речь глазами — даже без участия слуха.

Взаимодействие логопеда, сурдопедагога и семьи

Эффективная помощь ребенку невозможна без сотрудничества всех участников коррекционного процесса. Важно, чтобы логопед, сурдопедагог и семья объединили усилия.

Логопед работает над формированием речи, а сурдопедагог развивает слуховое восприятие и обучает детей со слуховыми трудностями. Когда они работают вместе, подходы дополняют друг друга: один помогает услышать и понять мир, другой — научиться говорить о нем.

Медицинский логопед

Получите квалификацию для работы в сфере здравоохранения

Но бывает, что у логопеда нет возможности сотрудничать с сурдопедагогом. В таких случаях важно, чтобы он владел методиками развития слухового восприятия и понимал особенности работы с детьми, у которых нарушен слух.

Роль семьи не менее значима. Логопед должен объяснять родителям, что и как делать дома для развития ребенка. Регулярное взаимодействие с логопедом и сурдопедагогом, выполнение домашних заданий, развитие слуха и речи в быту — все это очень помогает ребенку.

Условия эффективной логопедической работы с детьми с ОВЗ

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку — с учетом диагноза, возраста, речевого и общего развития.
  • Систематичность занятий — логопедическая помощь должна быть регулярной и непрерывной.
  • Создание поддерживающей атмосферы — ребенок должен чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок.
  • Тесное взаимодействие с родителями — важно, чтобы родители были в курсе, что происходит, и продолжали упражнения дома.
  • Совместная работа с другими специалистами — психологами, педагогами, врачами.
  • Использование визуальных и тактильных опор — особенно важно для детей с нарушениями слуха, речи и моторики. 
  • Учет сенсорных и физических особенностей — подбор темпа, оборудования и методов, с которыми ребенку комфортно.
  • Разнообразие форматов — игры, упражнения, коммуникативные практики, интерактивные методы.
  • Поддержка мотивации ребенка — важно, чтобы занятия были интересными и приносили радость.

Чтобы работа с детьми, у которых ОВЗ, была действительно результативной, специалисту важно регулярно повышать квалификацию и осваивать современные подходы коррекционной педагогики.

 

Заявка на обучение или консультацию

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!

Возврат 13%
Возврат 13%
Подробнее
По запросу предоставляем пакет документов для получения налогового вычета в ФНС в размере 13% от стоимости обучения
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн вебинары с экспертами, которые вы можете посетить бесплатно во время обучения и получить сертификат за каждый посещенный вебинар. Доступны 13000+ в завписи
Служба сопровождения
Служба сопровождения
Подробнее
Отдел по сопровождению учебного процесса отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах. Контакт-центр на любые вопросы о том, как скачать и загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д.)
Бессрочный доступ
Бессрочный доступ
Подробнее
Доступ к учебным материалам навсегда после успешного окончания курса. Записи более 13000 вебинаров доступны ещё 90 дней после успешного завершения курса.
Беспроцентная рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Подробнее
На программы профпереподготовки и профессионального обучения. Рассчитывается индивидуально, без скрытых платежей и участия банка.
Скидки на программы
Скидки на программы
Подробнее
Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Чем больше группа, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для ряда льготных категорий. Уточнить, положена ли вам льготная скидка, можно у специалиста отдела по организации приема.
Дистанционный* формат
Дистанционный* формат
Подробнее
Процессы поступления и обучения, все виды тестирований (экзамен, квалификационный экзамен) проводятся дистанционно*. Документы отправляем бесплатно «Почтой России» после успешного завершения обучения.
Доступ к biblioclub.ru
Доступ к biblioclub.ru
Подробнее
На время обучения предоставляется доступ к университетской электронной библиотеке, содержащей более 150 000 книг, периодических изданий и мультимедийных материалов.
Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.