«Вчера мой сын вернулся из школы в слезах. Сказал, что больше никогда туда не пойдет», — с таким запросом мама третьеклассника обратилась к школьному психологу. Через несколько консультаций выяснилось: мальчик стал жертвой буллинга, но боялся об этом рассказать. Работа школьного психолога заключается в том, чтобы помогать детям справляться с подобными ситуациями, а также поддерживать учителей и родителей в создании безопасной образовательной среды.
Содержание статьи:
- Суть школьного психолога как специалиста
- Обязанности школьного психолога
- Требования к личности специалиста
- Где можно работать школьным психологом
- Сколько получают школьные психологи
- Как начать работать по профессии
- Преимущества и издержки профессии
Суть школьного психолога как специалиста
Разберем на примере, что делает школьный психолог (педагог-психолог). К специалисту обратилась учительница с запросом о «сложном» восьмикласснике. Раньше мальчик хорошо учился, а теперь срывает уроки и грубит преподавателям. Психолог начинает работу: беседует с учеником, его родителями и учителями. Выясняется, что у подростка проблемы в семье, а его поведение — это крик о помощи. Далее психолог составляет программу психокоррекции для ребенка и рекомендации для родителей, чтобы помочь школьнику пережить кризис.
Обязанности школьного психолога
Рабочий день школьного психолога может выглядеть так:
8:30 — Встреча с родителями первоклассника, у которого проблемы с адаптацией.
10:00 — Групповое занятие с классом по развитию коммуникативных навыков.
12:00 — Участие в педагогическом совете.
14:00 — Индивидуальная работа с подростком, у которого конфликт с учителями.
16:00 — Проведение тренинга стрессоустойчивости для выпускников.
17:30 — Заполнение документации и планирование следующего дня.
Деятельность школьного психолога включает несколько ключевых направлений работы. Рассмотрим их подробнее.
Взаимодействие с учащимися:
- Проводит диагностику познавательных процессов, эмоционального состояния, личностных особенностей и межличностных отношений.
- Исследует адаптацию учеников при переходе на новые ступени обучения (1, 5, 10 классы).
- Организует индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия для детей с трудностями в обучении, общении, эмоциональной сфере и при других проблемах.
- Консультирует учеников по личным вопросам.
- Сопровождает одаренных детей, поддерживает детей с особыми образовательными потребностями и участвует в создании инклюзивной образовательной среды.
Чем может заниматься школьный психолог, работая с педагогическим коллективом:
- Обучает психологическим технологиям работы с разными категориями учащихся.
- Помогает в разрешении конфликтных ситуаций с учениками и родителями.
- Проводит профилактику профессионального выгорания.
- Консультирует по вопросам индивидуального подхода к ученикам.
- Участвует в разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
- Исследует психологический климат в педагогическом коллективе.
Работа с родителями:
- Консультирует по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
- Проводит тематические родительские собрания и семинары.
- Помогает выстраивать конструктивные детско-родительские отношения.
- Информирует о возрастных кризисах и способах поддержки детей.
- Оказывает поддержку в трудных семейных ситуациях.
Организационно-методическая работа:
- Ведет необходимую документацию — планы, программы, протоколы занятий, заключения по данным диагностики, отчеты о результатах работы.
- Разрабатывает методические материалы и рекомендации.
- При необходимости координирует деятельность с другими специалистами (логопед, социальный педагог, психиатр).
В АНО ДПО «УРИПКИП» можно освоить школьную психологию за 3–12 месяцев. Мы обучим вас проводить психодиагностику, консультировать детей, учителей и родителей, помогать детям с особыми потребностями, разрабатывать и проводить индивидуальные и групповые занятия. А также вы научитесь проводить психологические тренинги. Наши программы подойдут начинающим психологам и специалистам, которые хотят освоить новую профессию.
Требования к личности школьного психолога
Школьный психолог должен обладать высокой стрессоустойчивостью, потому что работа предполагает большие психологические нагрузки. Важны развитая эмпатия и эмоциональный интеллект — умение понимать чувства других и управлять своими эмоциями. Также специалисту необходимы гибкость мышления и способность быстро переключаться между разными задачами, ведь за день приходится работать с разными возрастными группами и запросами.
Ключевое значение имеют коммуникативные навыки: грамотная речь, умение находить подход к детям и взрослым, способность разрешать конфликты, дипломатичность в общении с родителями и педагогами. При этом психолог должен уметь устанавливать и удерживать профессиональные границы.
Также необходимы внутренняя зрелость, высокий уровень самоконтроля, этичность поведения и способность сохранять нейтральную позицию. Важны и такие качества, как наблюдательность, хорошая память, организованность и искренний интерес к профессии и детям.
Где можно работать школьным психологом
Школьный психолог может работать как в государственных образовательных учреждениях (общеобразовательные и коррекционные школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты), так и в частном секторе (частные школы, образовательные центры).
Также востребованы школьные психологи в психолого-педагогических и медико-социальных (ППМС-центрах), центрах диагностики и консультирования, реабилитационных центрах для детей и подростков.
В частной практике школьный психолог может проводить индивидуальные консультации с детьми и подростками, организовывать групповые занятия по развитию коммуникативных навыков, работать с учебной мотивацией, помогать в профориентации. Многие специалисты также консультируют родителей по вопросам воспитания и учителей по вопросам взаимодействия с учениками. Частная практика позволяет гибко планировать рабочее время и существенно увеличивать доход, работать офлайн и онлайн.
Сколько получают школьные психологи
Чтобы ответить на вопрос «Сколько зарабатывает школьный психолог?», мы проанализировали рынок труда* и выяснили, что средняя зарплата школьного психолога в государственных учреждениях — от 15 000 до 45 000 рублей. В частных — от 20 000 до 100 000 рублей.
В частной практике доход формируется из оказания разных видов услуг:
- индивидуальные консультации (1500–5000 рублей);
- групповые занятия для детей и мастер-классы или другие активности для взрослых (от 1000 рублей с участника);
- диагностические сессии (2000–5000 рублей);
- профориентационное тестирование и консультирование (от 2500 рублей).
Общий доход в частной практике за месяц может составлять 100 000 рублей в первый год работы и увеличиваться вместе с опытом специалиста.
*Информация собрана на сайтах Фильтр Работ, hh.ru, Superjob, Яндекс Услуги, Авито.
Как начать работать по профессии
Пошаговый план построения успешной карьеры:
- Получить профессиональное образование. Базовое высшее психологическое/педагогическое или профпереподготовка от 1000 часов со специализацией «Педагог-психолог» на базе любого высшего образования.
- Получить практический опыт, например, работая ассистентом психолога во время обучения.
- Найти постоянную работу, например, устроиться в школу (государственную или частную) либо открыть частную практику.
- Развиваться. Посещать супервизии, личную терапию и профессиональные активности (мастер-классы, круглые столы, конференции), раз в 3 года или чаще проходить программы повышения квалификации.
Преимущества и издержки профессии
Профессия школьного психолога предлагает разнообразную и творческую деятельность, привлекает возможностью помогать детям и взрослым. При работе в государственных учреждениях специалист получает социальные гарантии, длительный летний отпуск, а также возможность совмещать основную работу с частной практикой для увеличения дохода. Однако профессия имеет и недостатки: высокая эмоциональная нагрузка и риск профессионального выгорания, большой объем документации в государственных школах.
Школа становится все более сложной системой, где психолог играет ключевую роль в создании здоровой атмосферы для обучения и развития. Особенно ценно то, что школьный психолог может увидеть проблему на ранней стадии и предотвратить ее развитие. Например, заметить первые признаки буллинга в классе и своевременно пресечь травлю.