Сейчас очень многие люди, столкнувшиеся с отклонениями аутистического спектра у детей, знают, что такое АВА-терапия (applied behavior analysis или метод прикладного анализа поведения). Но у такой известности есть и обратная сторона. Идет много споров о методе АВА-терапии, разные специалисты нередко высказывают прямо противоположные мнения.
В результате число заблуждений, касающихся applied behavior analysis, с каждым годом только растет. Давайте разберемся, с чего начать АВА-терапию для аутистов, в чем заключаются плюсы и минусы этой методики и почему опасения, касающиеся ее, часто преувеличены.
Суть и эффективность методики
Для чего нужна АВА-терапия? Она помогает детям с расстройствами аутистического спектра:
- лучше взаимодействовать с окружающими;
- повысить способность к обучению;
- скорректировать отклонения в поведении;
- достичь нормального для детей конкретного возраста уровня развития интеллекта;
- обучиться необходимым для последующей самостоятельной жизни навыкам.
Основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий, он их повторяет, а если нет — не повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется.
Все навыки, которые сложно освоить детям с расстройствами аутистического спектра, разбивают на маленькие блоки. Каждый из этих блоков ребенок осваивает отдельно, а затем их объединяют в одно более сложное действие. Так дети учатся слушать и воспринимать речь, доносить свою мысль до собеседника и пр.
Эффективность использования методов АВА-терапии для аутистов доказана многочисленными научными исследования, опубликованными в рецензируемых журналах за последние несколько десятилетий. Однако споры вокруг этой методики не утихают. И на, то есть несколько причин.
Во-первых, в интернете можно найти много устаревших или просто некорректных данных о методике, а также «страшилок», не соответствующих реальности. Во-вторых, из-за роста популярности АВА-терапии с каждым годом появляется все больше неспециалистов, которые предлагают свои услуги, даже не получив необходимого образования. Чтобы не пополнять их ряды, вы можете обучиться этой методике в АНО ДПО «УрИПКиП». Мы предлагаем программы профессиональной переподготовки:
Третья причина заключается в том, что эффективное решение задач АВА-терапии попросту невозможно, если занятия проводятся редко и/или нерегулярно. Согласно результатам исследования Оле Ивара Ловааса, наилучшие результаты методика дает в случае, если ребенок уделяет занятиям 40 часов в неделю. Если же он тратит только 10 часов, польза АВА-терапии будут минимальной, а результаты, скорее всего, разочаруют родителей и учителей.
Утверждения о неэффективности методики зачастую основаны на личном опыте некорректного лечения. Нередко причина проблем в этих случаях — не сам метод, а низкая квалификация специалиста, нерегулярность и малая продолжительность занятий.
Этапы обучения детей в рамках АВА-терапии
С чего начать АВА-терапию? С самого легкого. Ребенка просят выполнить простое действие (например, взять в руки игрушку) и сразу дают подсказку — показывают, как он должен это сделать. Специалист подсказывает несколько раз, после чего повторяет просьбу, но уже без подсказки. Каждый раз, когда ребенок делает то, о чем его просят, он получает награду. Все неудачные попытки игнорируются.
Когда специалист видит, что его ученик освоил одно действие, он обучает его второму, затем третьему и т.д.
После этого упражнение усложняют: простые действия начинают чередовать. Когда ребенок начинает действовать правильно и без подсказок, обучение снова усложняют. Теперь занятия проводят в непривычных местах — например, на улице. Затем меняются люди, которые просят ребенка выполнить упражнение: в обучение включают родителей, сестер, братьев и пр.
Обучение считается пройденным, если в результате занятий ребенок начинает усваивать новую информацию за 1-2 повторения. Например, ему достаточно пару раз показать, как закрывать и открывать дверь ключом, чтобы он смог сделать это сам.
Плюсы и минусы АВА-терапии
Преимущества методики:
- Ребенок учится переносить нужную модель поведения из одной ситуации в другую. Благодаря этому он становится более самостоятельным.
- Хотя обучение занимает много времени, первые положительные результаты появляются сравнительно быстро.
- Согласно исследованиям, около половины детей, прошедших обучение по программе АВА, могут учиться в обычных школах наравне со сверстниками.
- Программа очень широка. Она дает все необходимые основы: в частности, ребенок усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно познавать мир и оттачивает навыки самообслуживания.
Недостатки методики:
- АВА-терапия неэффективна, если ребенок боится чужих людей.
- Методика работает только в случае, если ее используют правильно.
- Перерывы в занятиях или сокращение их длительности может сказаться на результате.
- Важно, чтобы родители тоже участвовали в работе и при помощи специалиста организовали дома корректную систему развития.
- На детей с расстройствами аутистического спектра зачастую слабо действует поощрение. Важно понять, какая награда нужна ребенку, чтобы занятия приносили нужный результат.
Стоит учитывать, что АВА-терапия — один из самых эффективных методов обучения детей с расстройствами аутистического спектра, но для достижения результата нужен хороший специалист. Если вы предпочитаете эту методику, уделите своему образованию и совершенствованию навыков максимум внимания — и тогда вы сможете предлагать действительно эффективную помощь.