Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
8 (800) 775-13-49
Звонок по России бесплатный
Пн-Пт: 8:00-20:00
Сб-Вс: 10:00-18:00 по Москве

Заявка на консультацию

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют
Вас в ближайшее время.

Политика в области бработки и защиты персональных данных

 * С политикой обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)

Спасибо!
Ваша заявка принята
наверх

Методика преподавания истории в школе – традиционные и нестандартные формы работы с учениками

26.06.2020
Методика преподавания истории в школе

Если учитель истории хочет, чтобы его уроки были интересными и полезными, увлекали детей, он не должен ограничивать свое образование получением диплома в вузе, техникуме или колледже. Ему нужно постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, знакомиться с новыми способами подачи материала, инновационными образовательными технологиями. И лучший способ освежить знания о традиционных методиках преподавания истории и познакомиться с нестандартными подходами к обучению детей своему предмету – это курсы повышения квалификации. 

Какие цели ставят перед школьным курсом истории?

Преподавая историю, учителя должны:

  • дать детям знания о том, какой путь прошло человечество с древнейших времен и до наших дней;
  • развить у учащихся способность осмысливать явления и события современности на основе исторических примеров;
  • сформировать у детей ценностные ориентации и убеждения на базе осмысления исторического опыта, идей гуманизма, патриотизма;
  • развить у школьников интерес и уважение к культуре и истории народов мира.

Какие традиционные методы преподавания истории используются в современной школе?

Классическая методика преподавания истории составляет основу школьного изучения предмета. Она используется на протяжении столетий и не теряет эффективность. В традиционную методику входят:

  • Словесный способ – беседы, лекции, дискуссии и другие формы устного общения учителя и учеников. 
  • Печатно-словесный способ – изучение письменного источника и его устное обсуждение, например, чтение параграфа учебника, исторического документа  с последующим разбором-дискуссией. 
  • Наглядный способ – разбор исторических карт, таблиц, схем, рисунков, использование классной доски, экранных пособий. Этот метод часто сочетается со словесным. Учащиеся знакомятся с наглядным материалом, а потом анализируют его в ходе беседы, диспута, дискуссии и т. д. 
  • Практический способ – различные действия с учебными предметами. Для уроков истории это чаще всего подразумевает изготовление моделей и макетов, заполнение контурных карт, вычерчивание схем, составление таблиц и т. д. 

Какие нестандартные методы преподавания истории можно применять в школе?

Чтобы заинтересовать учеников предметом и сделать занятия более разноплановыми и динамичными, используйте в своей работе нетрадиционные педагогические методики, например:

  • Читайте исторические тексты по ролям. Такой подход позволяет вовлечь детей в активное изучение источника, заинтересовать их содержанием документа. Ролевое чтение воспринимается учениками как игра, создает в классе неформальную атмосферу. Благодаря этому в учебный процесс включаются даже дети, которые не склонны к активным выступлениям на уроках. Метод лучше всего подходит для актуализации знаний. Но чтобы он был эффективным, необходимо правильно выбрать текст для чтения – это должен быть источник с внутренней драматургией. 
  • Расшифровывайте письменные источники личного происхождения. Для этого подходят тексты и документы, связанные между собой, например, записные книжки, дневники, письма (переписка), тетради с рецептами. Дети могут находить такие документы сами: в своих семья, у знакомых, в школьном музее или библиотеке. Расшифровка таких источников зачастую превращается в интересный исторический проект. Например, можно создать архив с фронтовыми письмами односельчан или составить кулинарную книгу семейных рецептов. 
  • Просите детей иллюстрировать исторические события, документы. Это могут быть и рисунки, и коллажи, и презентации, и видеоролики с картинами и фотографиями, найденными в интернете – пусть дети проявляют фантазию, развивают свои творческие и технические навыки. Можно вместе с учениками снять анимационный фильм (мультфильм) – для этого сегодня достаточно использовать обычный смартфон и бесплатное приложение (например, Stop Motion Studio). Таким способом можно оживить любой исторический документ от фрагмента летописи до личной переписки прабабушек или архив с семейными фотографиями, снять мультфильм по историческому произведению. 
  • Делайте линии времени. У школьников только формируется абстрактное мышление. Поэтому им будет гораздо проще запоминать даты и ориентироваться во временных отрезках, если само понятие времени будет визуализировано. Создайте линию времени, например, из малярного скотча или цветной бумаги, либо просто нарисуйте ее на доске мелом. Нанося на линию разные события из темы, которую проходите, вы поможете детям соотносить их между собой. 
  • Разрабатывайте аудиогиды. Еще одним творческим продуктом, который вы можете создать вместе с учениками, является аудиогид. Это может быть виртуальная экскурсия по историческим достопримечательностям вашего города или по определенной эпохе. Для создания аудиогида можно использовать бесплатные программы и приложения, например, izi.TRAVEL. Они позволяют не только разрабатывать виртуальные экскурсии, но и публиковать их в интернете. Дети отнесутся к проекту особенно серьезно и ответственно, если будут знать, что результаты их труда будут полезны людям из разных городов и стран мира. 

Где познакомиться с методикой преподавания истории в современной школе?

У современных учителей очень большие возможности для профессионального самосовершенствования. Они могут выписывать и читать в интернете педагогические и исторические газеты и журналы, посещать конференции и онлайн-вебинары, общаться с коллегами из разных городов и стран. Но из-за большой загруженности на работе и личных дел оказывается непросто следить за всеми новыми методиками преподавания истории в школе, приемами и техническими средствами обучения, обновлениями учебников. Чтобы получить проверенные и систематизированные знания, гораздо удобнее воспользоваться программами повышения квалификации. Тем более, учителям нужно проходить их не реже 1 раза в 3 года. 

У нас вы можете дистанционно* пройти программу, разработанную экспертами-практиками:

Она познакомит вас с методикой преподавания истории в соответствии с актуальной версией ФГОС, особенностями современного урока, инновационными образовательными технологиями. По результатам обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации, которое позволит вам подтвердить свою квалификационную категорию или аттестоваться на более высокую. 

Методика преподавания истории в школе постоянно развивается и меняется вместе со всей системой образования. Поэтому, если вы работаете учителем, вам стоит регулярно проходить курсы повышения квалификации, чтобы быть в курсе современных подходов к обучению детей своему предмету.

*Форма обучения – заочная. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71

Карта сайта