Сказочная работа: возможности сказкотерапии в психологии

05.03.2018

Сказка развлекает, дарит знания о мире и системе взаимоотношений в нём, открывает человеческую природу и лечит душу. О том, как стать сказкотерапевтом, научиться сочинять сюжеты и использовать сказкотерапию в рамках тренинга, рассказывает преподаватель УрИПКиП, практикующий психотерапевт, магистр психологии Юлия Валентиновна Кустова.

Популярность сказкотерапии как метода арт-терапии высока. Для подготовки сказкотерапевтов в УрИПКиП есть программа повышения квалификации «Сказкотерапия в тренинговой работе. Технологии составления сказочных сюжетов и сочинения сказок» (6 недель, 108ч). В разработке курс «Технологии сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками» (108ч).

Кому поможет сказкотерапия?

Сказкотерапия применяется в работе и с детьми, и с взрослыми. Глубина использования метода зависит от специалиста. Сказкотерапевты работают практически с любыми запросами. Лично я использую сказкотерапию как методику, которая позволяет человеку принять свои ситуации как нечто возможное, разрешённое, уже рассказанное и описанное. Разрешить себе переживать, страдать и ошибаться, но всё равно искать путь и надеяться – большой психотерапевтический результат. В любой сказке можно найти этот лейтмотив.

Мои клиенты в сказкотерапии – дети и те взрослые, которые по каким-либо причинам близки к детству, а именно – родители малышей, те, кто, как и я, увлечён содержанием сказок, кто любит их звучание и поэтичность.

Как это работает?

Возможности сказкотерапии в психологии Сказкотерапия для детей – это язык образов и фантазий, который более созвучен детскому разуму, структуре мышления и способу обработки информации. Человеческие чувства и качества, которые есть у сказочных героев – понятны ребёнку. Например, про обиду или злость в себе ребёнок не может сознаться, а вот присвоить эти качества Бабе Яге и посмотреть, как она с ними живёт – запросто.

Это же можно отнести и к взрослым. Механизм «отщепления» какой-то сложной части личности или просто конфликтной ситуации используется в психотерапии повсеместно. Сказкотерапия позволяет не просто присвоить свои переживания какому-то герою, но и использовать при этом то давнее, надёжное, знакомое, что известно нам с детства. Сейчас я веду себя  как Снежная Королева, а сейчас как Дюймовочка, а тут – как Иванушка-дурачок.

Пример из практики: как мы делали сказочные книжки?

С детской группой 7-9 лет было 5 занятий подряд, на каждом занятии происходила какая-то фокусировка, конфликт, что-то заметное в жизни группы. Родительский запрос – научиться дружить. Каждое занятие мы начинали со сказки про вчерашнюю историю, где более или менее завуалированно предлагался конструктивный способ решения вчерашней проблемы. Дети рисовали к сказке иллюстрацию, иногда немного корректировали сказку. На последнем занятии мы сделали из иллюстраций и распечатанных в достаточном количестве сказок книжки. В течение полугода после окончания занятий мамы рассказывают, что дети вновь и вновь читают книжку, проживая истории, в которых принимали участие.

Сказка про фонарик-ночник

Какие сказки сочиняют психологи? Вот сказка для мальчика, который боялся, что его ночник погаснет и плохо засыпал. Сказочка крохотная, но сработало!

Жил-был у мальчика Миши фонарик-светильничек в форме Медвежонка. Каждый вечер Медвежонок дарил свой свет мальчику. Миша брал светильник к себе в кроватку и засыпал с ним в обнимку. И случилась однажды такая неприятность – перегорела внутри светильника лампочка, и он перестал светить.

Светильник-Медвежонок очень расстроился:

- Я больше никогда не смогу давать свет и тепло моему мальчику! Теперь я больше никогда не буду для него любимой игрушкой, он никогда не возьмёт меня в кроватку, не обнимет. Никогда! Теперь со мной мой лучший друг играть не будет, а подружится с большой люстрой, или с уличным фонарём, или даже с солнышком…

Загоревал светильник, расстроился. Но потом подумал:

- Но ведь солнышко тоже иногда уходит и наступает ночь. А потом солнышко приходит снова, и все его ждут и по-прежнему любят. А может быть, и я когда-нибудь засвечу?

Задумался Медвежонок. А в это время пришёл с работы папа, заменил перегоревшую лампочку на новую и проверил свою работу – горит ли светильничек? Горит!

Практические задания для Слушателей

Учебный план курса по сказкотерапии предполагает практические занятия, выполнение которых поможет Слушателю получить опыт сказкотерапии в условиях реального психотерапевтического взаимодействия. Например:

  • Определение архетипов в известной сказке.
  • Прочтение сказки.
  • Конструирование сказки.
  • Арттерапевтическая работа по мотивам сказки.
  • План-конспект психологического тренинга с указанием оборудования, хода мероприятия, содержания сказки и подробной интерпретации текста.

Ссылки на тематические вебинары Юлии Валентиновны Кустовой:

  1. Сказкотерапия как направление в практической психологии.
  2. Сказкотерапия для детей: Работа с основными запросами с использованием Архетипических сюжетов.
  3. Сказкотерапия для взрослых: две методики написания сказок в индивидуальном консультировании

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71

Карта сайта