История и обществознание — популярные дисциплины, которые часто выбирают при сдаче ЕГЭ, поэтому учителям, которые их преподают, нужно уделять максимум внимания подготовке учеников к экзаменам. Кроме того, во многом от профессионализма педагога, преподающего эти дисциплины, зависит, насколько хорошо дети знают свои корни и историю собственной страны, как они относятся к другим народам, а главное — умеют ли они разделять реальные факты и их оценку в интерпретации разных людей.
Компетенции учителя истории и обществознания
Сейчас в школах действует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Именно он определяет и компетенции преподавателя, и ход учебного процесса.
Согласно ФГОС, учитель истории и обществознания должен:
Знать историю и особенности культуры разных народов и относиться толерантно к каждому из них.
Выстраивать учебную программу с учетом возраста детей, проверенных методик и технологий.
Прививать детям систему правовых ценностей, гражданскую и национальную идентичность. Выстраивать хорошие отношения в классе вне зависимости от национальности, характеров, состояния здоровья детей. Учитель истории и обществознания не должен давать ученикам характеристик, которые могут привести к буллингу и конфликтам.
Помогать детям систематизировать свою картину мира.
Придерживаться принципов профессиональной этики и понимать роль педагога в формировании характера и личности ребенка. Аморальные поступки недопустимы для учителя даже вне стен школы.
Постоянно развиваться, регулярно проходить курсы повышения квалификации, посещать конференции и семинары, знакомиться с новыми исследованиями и методиками, обмениваться опытом с учителями по истории и обществознанию.
Относиться к каждому ученику как к личности и помогать ему развиваться. Недопустимо отношение через призму успеваемости или особенностей поведения (например: «этот ученик троечник, незачем уделять ему особое внимание, он все равно не поймет материал»).
Включать в учебный процесс даже замкнутых детей, которые не хотят идти на контакт.
Выявлять одаренных, талантливых детей, помогать им в подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию. Мотивировать отстающих учиться лучше, помогать им освоить материал.
Уметь анализировать, обрабатывать и систематизировать большие объемы информации. Преподаватель должен знать, как строить графики и таблицы, готовить наглядные учебные материалы.
Замечать конфликтные ситуации и вовремя пресекать их.
Разбираться в азах дефектологии, психологии, логопедии, работать совместно со специалистами этих профилей, если потребуется.
Чтобы детально разобраться в требованиях ФГОС и понять, как строить учебный процесс по установленному стандарту, вы можете пройти курсы переподготовки на учителя обществознания и истории. Обучение длится 9,5 месяцев и проходит полностью дистанционно*. Изучать материал и сдавать практические работы можно в удобное для вас время — а значит, вы сможете сочетать учебу с работой.
Согласно профстандарту, требования к опыту работы для учителя истории и обществознания не предъявляются. Это значит, что вы можете пройти курсы после получения среднего или высшего педагогического образования, и сразу устроится на работу.
Что входит в должностные обязанности педагога
Единой должностной инструкции учителя истории и обществознания не существует. Но есть ряд универсальных обязанностей, которые в нее обычно включают:
Воспитание и обучение детей в рамках своего предмета с учетом требований ФГОС.
Социализация и формирование личности с использованием современных методик и технологий. В частности, вместо традиционного чтения учебников и проведения лекций рекомендуется использовать методики работы в группе и в парах.
Приведение учебных программ в соответствие с ФГОС. Проведение уроков по правилам, которые устанавливает стандарт.
Сбор данных о способностях, интересах, склонностях, сильных и слабых сторонах учеников. Эти сведения нужно использовать, чтобы помогать каждому ребенку развиваться и обучаться эффективнее.
Оценка результатов обучения, в том числе с использованием компьютерных технологий.
Поддержание учебной дисциплины. Соблюдение прав и свобод учеников.
Участие в педсоветах и в работе методических объединений.
Общение с родителями или опекунами учеников.
Замена временно отсутствующих учителей на уроках.
Дежурство по школе в соответствии с графиком.
Также в список обязанностей могут включить проверку рабочих тетрадей не реже 2 раз в четверть, проведение школьных олимпиад по истории и обществознанию, формирование команд для участия в городских олимпиадах и помощь в организации краеведческой работы в школе.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий