Задержка психического развития у ребенка (ЗПР) проявляется в нарушении интеллектуального, эмоционального и социального развития. Читайте текст, чтобы узнать, как помочь ребенку с ЗПР.
Содержание статьи:
- Причины возникновения ЗПР
- Что характерно для детей с ЗПР
- Как проводится коррекция ЗПР
- Где обучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой психического развития
- Ключевые аспекты воспитания детей с ЗПР
- Где может учиться ребенок с ЗПР
Причины возникновения ЗПР
К факторам, влияющим на наличие у ребенка задержки психического развития, относятся:
Биологические причины в период беременности:
- травмы или инфекции у матери во время беременности;
- недоношенность;
- родовые травмы;
- внутриутробная гипоксия плода.
Биологические факторы после рождения:
- тяжелые инфекционные и соматические болезни у новорожденного ребенка — грипп, желтуха, эпилепсия и др.
Наследственность:
- диагностированная задержка психического развития у кого-то из родственников или членов семьи может привести к развитию ЗПР у ребенка (но необязательно).
Социальные факторы:
- неблагоприятные социальные условия;
- психологические травмы.
Что характерно для детей с ЗПР
Наиболее частые особенности, характерные для детей с ЗПР:
1. Трудности с речью — ребенок может не говорить вовсе или говорить очень медленно и неразборчиво, у него может быть ограниченный словарный запас, ему может быть сложно воспринимать речь окружающих.
2. Нарушение моторных функций — ребенок может иметь проблемы с координацией движений, плохо ловить мяч, с трудом прыгать и бегать, ему может быть трудно играть с небольшими предметами и писать от руки.
3. Сложности с социализацией — ребенок может не уметь играть с другими детьми, не понимать социальных норм и правил поведения.
4. Проблемы с концентрацией — ребенку может быть очень сложно удерживать внимание на чем-то одном, из-за чего он будет постоянно отвлекаться.
5. Трудности с обучением — ребенку с ЗПР труднее усваивать новую информацию и выполнять задания.
6. Незрелость эмоционально-волевой сферы — ребенок может испытывать трудности с контролем своих эмоций, проявлять агрессию или сильно тревожиться без видимой причины.
Важно понимать, что каждый ребенок с задержкой психического развития уникален и может иметь свои особенности. Поэтому важно проводить индивидуальную диагностику и подбирать подходящие методы коррекции.
Как проводится коррекция ЗПР
Для того, чтобы помочь детям с задержкой психического развития, специалисты создают индивидуальные программы коррекции, учитывающие особенности каждого конкретного ребенка.
Чтобы достичь прогресса и хороших результатов, используется мультидисциплинарный подход. Он включает в себя работу нескольких специалистов: педиатров, детских неврологов, психологов, психиатров, логопедов и дефектологов.
Особое внимание уделяется следующим направлениям: развитию когнитивных способностей ребенка, коррекции его речевых недостатков и развитию эмоциональной, моторной и сенсорной сферы.
В рамках программы коррекции также может применяться медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, а также различные психологические методики — арт-терапия, логоритмика, иппотерапия.
Где обучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой психического развития
Для того, чтобы стать специалистом по работе с детьми с ЗПР, нужно получить высшее или среднее профессиональное образование. А если образование непрофильное — дополнительно пройти профпереподготовку.
Будущему специалисту важно понимать причины возникновения ЗПР и психологические особенности детей с такими нарушениями, а также уметь проводить грамотную коррекционную работу.
Все перечисленное вы можете узнать на курсах, которые проходят в удобном дистанционном формате:
Ключевые аспекты воспитания детей с ЗПР
В воспитании детей с задержкой психического развития важно проявлять терпение и спокойствие. Родители должны понимать, что такие дети будут учиться медленнее, чем их сверстники, и им нужно больше времени на усвоение материала.
Специалисты рекомендуют родителям следующие правила воспитания:
- организовывать совместный досуг;
- следить за режимом дня ребенка, его питанием, сном, физической активностью;
- не подчеркивать различия между ребенком и другими детьми;
- знакомить детей со сверстниками;
- общаться с родителями других детей с особенностями;
- заниматься с ребенком не менее 30 минут в день, используя различные методики.

Где может учиться ребенок с ЗПР
Дети с задержкой психического развития могут получать образование как в специальных коррекционных школах, так и в общеобразовательных учебных заведениях вместе с другими детьми.
- При обучении в общеобразовательной школе ключевую роль в воспитании ребенка играет педагог. Таким детям требуется индивидуальный подход и повышенное внимание.
Несмотря на то, что дети с ЗПР учатся по адаптированной программе, у них часто возникают сложности, и педагогу нужно помогать ребенку и поддерживать его.
Кроме того, учителям важно следить за отношениями между детьми в классе и учить их эмпатично общаться с ребенком с задержкой психического развития.
- В классах коррекционной школы гораздо меньше детей, педагоги имеют специализированное образование, а программа обучения разработана с учетом особенностей учеников.