Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Задержка психического развития у детей: что это, причины и коррекция

Задержка психического развития у детей: что это, причины и коррекция

Задержка психического развития у ребенка (ЗПР) проявляется в нарушении интеллектуального, эмоционального и социального развития. Читайте текст, чтобы узнать, как помочь ребенку с ЗПР.

Содержание статьи:

Задержка психического развития у детей (ЗПР)

Причины возникновения ЗПР

К факторам, влияющим на наличие у ребенка задержки психического развития, относятся:

Биологические причины в период беременности:

  • травмы или инфекции у матери во время беременности;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • внутриутробная гипоксия плода.

Биологические факторы после рождения:

  • тяжелые инфекционные и соматические болезни у новорожденного ребенка — грипп, желтуха, эпилепсия и др.

Наследственность:

  • диагностированная задержка психического развития у кого-то из родственников или членов семьи может привести к развитию ЗПР у ребенка (но необязательно).

Социальные факторы:

  • неблагоприятные социальные условия;
  • психологические травмы.

Что характерно для детей с ЗПР

Наиболее частые особенности, характерные для детей с ЗПР:

1. Трудности с речью — ребенок может не говорить вовсе или говорить очень медленно и неразборчиво, у него может быть ограниченный словарный запас, ему может быть сложно воспринимать речь окружающих.

1/1

2. Нарушение моторных функций — ребенок может иметь проблемы с координацией движений, плохо ловить мяч, с трудом прыгать и бегать, ему может быть трудно играть с небольшими предметами и писать от руки.

3. Сложности с социализацией — ребенок может не уметь играть с другими детьми, не понимать социальных норм и правил поведения.

4. Проблемы с концентрацией — ребенку может быть очень сложно удерживать внимание на чем-то одном, из-за чего он будет постоянно отвлекаться.

5. Трудности с обучением — ребенку с ЗПР труднее усваивать новую информацию и выполнять задания.

6. Незрелость эмоционально-волевой сферы — ребенок может испытывать трудности с контролем своих эмоций, проявлять агрессию или сильно тревожиться без видимой причины.

Важно понимать, что каждый ребенок с задержкой психического развития уникален и может иметь свои особенности. Поэтому важно проводить индивидуальную диагностику и подбирать подходящие методы коррекции.

Как проводится коррекция ЗПР

Для того, чтобы помочь детям с задержкой психического развития, специалисты создают индивидуальные программы коррекции, учитывающие особенности каждого конкретного ребенка. 

Чтобы достичь прогресса и хороших результатов, используется мультидисциплинарный подход. Он включает в себя работу нескольких специалистов: педиатров, детских неврологов, психологов, психиатров, логопедов и дефектологов. 

Особое внимание уделяется следующим направлениям: развитию когнитивных способностей ребенка, коррекции его речевых недостатков и развитию эмоциональной, моторной и сенсорной сферы.

В рамках программы коррекции также может применяться медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, а также различные психологические методики — арт-терапия, логоритмика, иппотерапия. 

Где обучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой психического развития

Для того, чтобы стать специалистом по работе с детьми с ЗПР, нужно получить высшее или среднее профессиональное образование. А если образование непрофильное — дополнительно пройти профпереподготовку. 

Будущему специалисту важно понимать причины возникновения ЗПР и психологические особенности детей с такими нарушениями, а также уметь проводить грамотную коррекционную работу.

Все перечисленное вы можете узнать на курсах, которые проходят в удобном дистанционном формате:

1/2

Ключевые аспекты воспитания детей с ЗПР

В воспитании детей с задержкой психического развития важно проявлять терпение и спокойствие. Родители должны понимать, что такие дети будут учиться медленнее, чем их сверстники, и им нужно больше времени на усвоение материала. 

Специалисты рекомендуют родителям следующие правила воспитания: 

  • организовывать совместный досуг; 
  • следить за режимом дня ребенка, его питанием, сном, физической активностью; 
  • не подчеркивать различия между ребенком и другими детьми; 
  • знакомить детей со сверстниками; 
  • общаться с родителями других детей с особенностями; 
  • заниматься с ребенком не менее 30 минут в день, используя различные методики.

Где может учиться ребенок с ЗПР

Дети с задержкой психического развития могут получать образование как в специальных коррекционных школах, так и в общеобразовательных учебных заведениях вместе с другими детьми. 

  • При обучении в общеобразовательной школе ключевую роль в воспитании ребенка играет педагог. Таким детям требуется индивидуальный подход и повышенное внимание. 

Несмотря на то, что дети с ЗПР учатся по адаптированной программе, у них часто возникают сложности, и педагогу нужно помогать ребенку и поддерживать его.

Кроме того, учителям важно следить за отношениями между детьми в классе и учить их эмпатично общаться с ребенком с задержкой психического развития. 

  • В классах коррекционной школы гораздо меньше детей, педагоги имеют специализированное образование, а программа обучения разработана с учетом особенностей учеников.

1/1

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
  • Россия
    +7
  • Другая страна
    +
  • Белоруссия
    +375
  • Казахстан
    +7
  • Кыргызстан
    +996
  • Узбекистан
    +998

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.