Задержка речевого развития – это отставание от характерной для возраста ребенка нормы развития речи.
Содержание статьи:
- Причины возникновения задержки речевого развития
- Признаки задержки речевого развития у детей
- Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой речевого развития
- Методики коррекции задержки развития речи
- Где обучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой речевого развития с нуля
Причины возникновения задержки речевого развития
Причины задержки развития речи — биологические (связанные с органическими нарушениями или пороками развития) и социальные (связанные со средой, в которой находится ребенок) факторы, влияющие на организм ребенка и вызывающие отклонения в развитии речи.
Биологические факторы:
- Внутриутробная патология (внутриутробная гипоксия плода, инфекционные заболевания у матери во время беременности, травмы матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода, которая возникает при наличии у матери и плода различных групп крови или резус-факторов).
- Родовая травма или асфиксия (нарушение газообмена в организме ребенка) могут привести к внутричерепному кровоизлиянию.
- Наследственная предрасположенность — если у кого-то из членов семьи есть проблемы с речью, то это тоже может быть причиной возникновения у ребенка задержки в развитии речи.
- Проблемы со слухом также влияют на развитие речевых навыков ребенка.
- Заболевания ребенка, перенесенные в первые годы жизни, например, отит, бронхит, пневмония, нейроинфекции, а также травмы головы могут быть причинами проблем с речью в будущем.
- Недостаточная развитость артикуляционных органов (язык, губ, мягкого нёба) может делать речь ребенка менее понятной и четкой, что также может привести к задержке в речевом развитии.
Социальные факторы:
- Неблагоприятные социально-бытовые условия влияют на речевое развитие ребенка и могут быть причинами дефицита речи.
- Стресс может быть причиной психологических отклонений, которые ведут к проблемам с речью у ребенка.
- Недостаточное общение с ребенком может привести к задержке речевого развития.
Признаки задержки речевого развития у детей
- отсутствие у ребенка лепета или гуления до 1 года;
- отсутствие у ребенка реакции на звуки в возрасте 1 года;
- отсутствие у ребенка попыток повторять слова за окружающими в возрасте 1,5 лет;
- отсутствие у ребенка пониманию простых просьб (дай, покажи) в возрасте 1,5–2 лет;
- полное отсутствие каких-либо слов у ребенка в возрасте 2 лет;
- невозможность соединить слова в простые фразы у ребенка в возрасте 2,5–3 лет;
- неумение говорить простыми предложениями в 3 года;
- использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) вместо речи в 1,5–3 года.
Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой речевого развития
При работе по преодолению задержки речевого развития у дошкольников важно учитывать их психологические особенности. Из-за проблем с речью им сложнее выражать свои мысли и чувства, поэтому они часто стеснительны и не уверены в себе. Детям с задержкой в речевом развитии труднее устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать дружеские отношения, что может привести к их социальной изоляции. Поэтому всем тем, кто работает с детьми с задержкой речевого развития, важно обеспечивать индивидуальный подход к таким детям, учитывать их особенности и создавать для них поддерживающую и стимулирующую обстановку при коррекционной работе.
При работе с детьми с задержкой развития речи важно использовать игровые методики, так как игры помогают детям более активно вовлекаться в работу, занятия проходят для них интересней и веселее. Кроме того, на занятиях с детьми с задержкой развития речи можно использовать визуальные материалы (например, карточки с картинками, кубики с буквами, магнитные доски и другие), с их помощью дети лучше запомнят новые слова и научатся использовать их в речи.
Работа над преодолением задержки речевого развития у ребенка требует активного участия его родителей. Они могут выполнять с ребенком развивающие упражнения дома, вне занятий с логопедом. Это позволит ребенку быстрее достичь результатов в речевом развитии.
Нужно понимать, что работа с детьми с задержкой речевого развития может быть долгим и трудным процессом, поэтому важно проявлять терпение и поощрять любые улучшения, которые происходят в речи ребенка. Поддержка и похвала помогут ребенку почувствовать уверенность и мотивацию для дальнейшей работы над развитием речи.
Методики коррекции задержки развития речи
Коррекционная работа с детьми с задержками развития речи направлена на устранение дефектов речи и на развитие речевых способностей ребенка. Методики, используемые логопедами при работе с конкретным ребенком, зависят от причины возникновения у него задержки в речевом развитии и его индивидуальных особенностей.
Зачастую при коррекции речи у ребенка используют комплексный подход, который состоит из:
- логопедической работы:
- занятия с логопедом, включающие упражнения, расширяющие пассивный и активный словарный запас, и развивающие игры;
- логопедическая гимнастика (задания на звукоподражание, обучение скороговоркам, упражнения для укрепления лицевых мышц);
- лечебные дидактические игры;
- занятия творчеством (рисование, лепка, создание аппликаций);
- упражнения на развитие слуха, зрения и внимательности;
- психологической работы:
- например, в случае, когда задержка развития речи обусловлена социальными факторами, ребенка важно поместить в среду, которая будет стимулировать его речевое развитие: в детский сад или группу дневного пребывания, где он сможет научиться общаться и развить свои речевые навыки;
- медикаментозного лечения:
- логопедический массаж артикуляционных органов;
- прием ноотропных средств;
- физиотерапия.
Где обучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой речевого развития с нуля
Для того, чтобы стать специалистом по работе с детьми с задержкой развития речи, достаточно пройти профессиональную переподготовку. Будущему специалисту нужно начать с ознакомления с причинами задержки развития речи, психологическими особенностями детей с задержкой развития речи и методиками коррекционной работы.
➥ Все перечисленное вы можете узнать на курсах УРГАПС, которые проходят в удобном дистанционном формате: