Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Задержка речевого развития: причины, признаки и методики коррекции

Задержка речевого развития – это отставание от характерной для возраста ребенка нормы развития речи.

Содержание статьи:

Причины возникновения задержки речевого развития

Причины задержки развития речи — биологические (связанные с органическими нарушениями или пороками развития) и социальные (связанные со средой, в которой находится ребенок) факторы, влияющие на организм ребенка и вызывающие отклонения в развитии речи.

Биологические факторы:

  • Внутриутробная патология (внутриутробная гипоксия плода, инфекционные заболевания у матери во время беременности, травмы матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода, которая возникает при наличии у матери и плода различных групп крови или резус-факторов).
  • Родовая травма или асфиксия (нарушение газообмена в организме ребенка) могут привести к внутричерепному кровоизлиянию.
  • Наследственная предрасположенность — если у кого-то из членов семьи есть проблемы с речью, то это тоже может быть причиной возникновения у ребенка задержки в развитии речи.
  • Проблемы со слухом также влияют на развитие речевых навыков ребенка.
  • Заболевания ребенка, перенесенные в первые годы жизни, например, отит, бронхит, пневмония, нейроинфекции, а также травмы головы могут быть причинами проблем с речью в будущем.
  • Недостаточная развитость артикуляционных органов (язык, губ, мягкого нёба) может делать речь ребенка менее понятной и четкой, что также может привести к задержке в речевом развитии.

Социальные факторы:

  • Неблагоприятные социально-бытовые условия влияют на речевое развитие ребенка и могут быть причинами дефицита речи.
  • Стресс может быть причиной психологических отклонений, которые ведут к проблемам с речью у ребенка.
  • Недостаточное общение с ребенком может привести к задержке речевого развития.

Признаки задержки речевого развития у детей

  • отсутствие у ребенка лепета или гуления до 1 года;
  • отсутствие у ребенка реакции на звуки в возрасте 1 года;
  • отсутствие у ребенка попыток повторять слова за окружающими в возрасте 1,5 лет;
  • отсутствие у ребенка пониманию простых просьб (дай, покажи) в возрасте 1,5–2 лет;
  • полное отсутствие каких-либо слов у ребенка в возрасте 2 лет;
  • невозможность соединить слова в простые фразы у ребенка в возрасте 2,5–3 лет;
  • неумение говорить простыми предложениями в 3 года;
  • использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) вместо речи в 1,5–3 года.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой речевого развития

При работе по преодолению задержки речевого развития у дошкольников важно учитывать их психологические особенности. Из-за проблем с речью им сложнее выражать свои мысли и чувства, поэтому они часто стеснительны и не уверены в себе. Детям с задержкой в речевом развитии труднее устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать дружеские отношения, что может привести к их социальной изоляции. Поэтому всем тем, кто работает с детьми с задержкой речевого развития, важно обеспечивать индивидуальный подход к таким детям, учитывать их особенности и создавать для них поддерживающую и стимулирующую обстановку при коррекционной работе.

При работе с детьми с задержкой развития речи важно использовать игровые методики, так как игры помогают детям более активно вовлекаться в работу, занятия проходят для них интересней и веселее. Кроме того, на занятиях с детьми с задержкой развития речи можно использовать визуальные материалы (например, карточки с картинками, кубики с буквами, магнитные доски и другие), с их помощью дети лучше запомнят новые слова и научатся использовать их в речи.

Работа над преодолением задержки речевого развития у ребенка требует активного участия его родителей. Они могут выполнять с ребенком развивающие упражнения дома, вне занятий с логопедом. Это позволит ребенку быстрее достичь результатов в речевом развитии.

Нужно понимать, что работа с детьми с задержкой речевого развития может быть долгим и трудным процессом, поэтому важно проявлять терпение и поощрять любые улучшения, которые происходят в речи ребенка. Поддержка и похвала помогут ребенку почувствовать уверенность и мотивацию для дальнейшей работы над развитием речи.

Методики коррекции задержки развития речи

Коррекционная работа с детьми с задержками развития речи направлена на устранение дефектов речи и на развитие речевых способностей ребенка. Методики, используемые логопедами при работе с конкретным ребенком, зависят от причины возникновения у него задержки в речевом развитии и его индивидуальных особенностей.

Зачастую при коррекции речи у ребенка используют комплексный подход, который состоит из:

  1. логопедической работы:
    • занятия с логопедом, включающие упражнения, расширяющие пассивный и активный словарный запас, и развивающие игры;
    • логопедическая гимнастика (задания на звукоподражание, обучение скороговоркам, упражнения для укрепления лицевых мышц);
    • лечебные дидактические игры;
    • занятия творчеством (рисование, лепка, создание аппликаций);
    • упражнения на развитие слуха, зрения и внимательности;
  2. психологической работы:
    • например, в случае, когда задержка развития речи обусловлена социальными факторами, ребенка важно поместить в среду, которая будет стимулировать его речевое развитие: в детский сад или группу дневного пребывания, где он сможет научиться общаться и развить свои речевые навыки;
  3. медикаментозного лечения:
    • логопедический массаж артикуляционных органов;
    • прием ноотропных средств;
    • физиотерапия.

Где обучиться на специалиста по работе с детьми с задержкой речевого развития с нуля

Для того, чтобы стать специалистом по работе с детьми с задержкой развития речи, достаточно пройти профессиональную переподготовку. Будущему специалисту нужно начать с ознакомления с причинами задержки развития речи, психологическими особенностями детей с задержкой развития речи и методиками коррекционной работы.

➥ Все перечисленное вы можете узнать на курсах УРГАПС, которые проходят в удобном дистанционном формате:

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии
1340 часов / 13.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
78 660 руб
58 270 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Возврат 13%
Возврат 13%
Подробнее
По запросу предоставляем пакет документов для получения налогового вычета в ФНС в размере 13% от стоимости обучения
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн вебинары с экспертами, которые вы можете посетить бесплатно во время обучения и получить сертификат за каждый посещенный вебинар. Доступны 10000+ в завписи
Служба сопровождения
Служба сопровождения
Подробнее
Отдел по сопровождению учебного процесса отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах. Контакт-центр на любые вопросы о том, как скачать и загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д.)
Бессрочный доступ
Бессрочный доступ
Подробнее
Доступ к учебным материалам навсегда после успешного окончания курса. Записи более 10000 вебинаров доступны ещё 90 дней после успешного завершения курса.
Беспроцентная рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Подробнее
На программы профпереподготовки и профессионального обучения. Рассчитывается индивидуально, без скрытых платежей и участия банка.
Скидки на программы
Скидки на программы
Подробнее
Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Чем больше группа, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для ряда льготных категорий. Уточнить, положена ли вам льготная скидка, можно у специалиста отдела по организации приема.
Дистанционный* формат
Дистанционный* формат
Подробнее
Процессы поступления и обучения, все виды тестирований (экзамен, квалификационный экзамен) проводятся дистанционно*. Документы отправляем бесплатно «Почтой России» после успешного завершения обучения.
Доступ к biblioclub.ru
Доступ к biblioclub.ru
Подробнее
На время обучения предоставляется доступ к университетской электронной библиотеке, содержащей более 150 000 книг, периодических изданий и мультимедийных материалов.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.