Сказочная работа: возможности сказкотерапии в психологии

05.03.2018

Сказка – не только развлечение, но и способ познания окружающего мира, людей и самого себя. Именно на этом базируется одно из перспективных направлений арт-терапии – сказкотерапия. С помощью сказок психолог воздействует на личность пациента с целью ее развития, выявления и коррекции проблем. В УрИПКиП можно пройти дистанционные* курсы сказкотерапии по программе повышения квалификации для практических психологов «Сказкотерапия в тренинговой работе. Технологии составления сказочных сюжетов и сочинения сказок» (6 недель, 108ч). Онлайн-обучение проводится практикующим психотерапевтом, магистром психологии Юлией Валентиновной Кустовой.

Кому помогает сказкотерапия?

Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений. Ее можно применять в психологической работе и с детьми, и со взрослыми.

Спектр проблем, которые могут решаться с применением этого приема, также очень широк. Сказкотерапия позволяет принять возникшие в жизни ситуации как нечто возможное, разрешенное, уже рассказанное и описанное. Ассоциируя себя с героем сказки, человек переживает, страдает, ошибается, надеется, ищет пути выхода из сложившихся обстоятельств. С помощью сказкотерапии можно достичь разных целей, в том числе научить чему-то новому, скорректировать характер, поведение, внутреннее состояние.  

Как это работает?

Сказкотерапия используется, в первую очередь, в психологической работе с детьми, так как язык фантазий и образов максимально близок к способу обработки информации и мышлению ребенка. Детям часто сложно идентифицировать, понять и описать свои чувства, поступки. Например, малыш не может сознаться, что испытывает обиду, злость. А Бабе Яге из сказки он легко присвоит эти чувства, увидит, как ей с ними живется.

В работе с взрослыми сказкотерапия работает схожим образом. Здесь применяется распространенный в психотерапии прием «отщепления» определенной конфликтной ситуации, сложной части личности и их переноса в сказочный мир, на сказочных персонажей. Герои, которые используются в сказкотерапии, хорошо известны всем с детства, поэтому не составляет труда описать через них свое состояние – сейчас я веду себя как Снежная Королева, в этой ситуации как Дюймовочка, а в другой – как Иванушка-дурачок.

Какие сказки используются?

  • Возможности сказкотерапии в психологии художественные – максимально близкие к народному фольклору. Применяются в поддерживающей терапии;
  • психокоррекционные – направленные на коррекцию поведения, характера, внутреннего состояния. Обязательно адаптируются под конкретного человека;
  • психотерапевтические – направленные на избавление от психологических травм, фобий, помощь в сложных жизненных ситуациях. Могут быть и универсальными и адаптированными под конкретно человека;
  • дидактические – направленные на формирование у человека новых знаний и навыков в интерактивной форме. Часто используются в учебном процессе в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе;
  • медитативные – направленные на глубокое расслабление после большой психологической нагрузки. Могут строиться в формате диалога, в их сюжете нет конфликтов.

Пример из практики: как мы делали сказочные книжки?

Курс сказкотерапии проходил в группе детей 7-9 лет и включал 5 занятий. Целью было научить малышей дружить. На каждом занятии происходило какое-то заметное событие, конфликт. Каждая новая встреча начиналась со сказки, построенной на вчерашнем событии с завуалированным предложением по решению возникшей проблемы. Дети немного корректировали сказку, рисовали к ней иллюстрации.

К последнему занятию из сказок и иллюстраций были собраны и распечатаны книги для каждого ребенка. Даже через полгода после курса дети, по словам родителей, с удовольствием перечитывают книжки и заново переживают истории, участниками которых стали.

Пример сказки для сказкотерапии

На дистанционном* обучении сказкотерапии психологи учатся сами сочинять сказки для решения проблем своих пациентов. Вот пример такой сказки, написанной для мальчика, который боялся засыпать, думая, что его любимый ночник погаснет.

Жил-был у мальчика Миши фонарик-светильничек в форме Медвежонка. Каждый вечер Медвежонок дарил свой свет мальчику. Миша брал светильник к себе в кроватку и засыпал с ним в обнимку. И случилась однажды такая неприятность – перегорела внутри светильника лампочка, и он перестал светить.

Светильник-Медвежонок очень расстроился:

– Я больше никогда не смогу давать свет и тепло моему мальчику! Теперь я больше никогда не буду для него любимой игрушкой, он никогда не возьмёт меня в кроватку, не обнимет. Никогда! Теперь со мной мой лучший друг играть не будет, а подружится с большой люстрой, или с уличным фонарём, или даже с солнышком…

Загоревал светильник, расстроился. Но потом подумал:

– Но ведь солнышко тоже иногда уходит и наступает ночь. А потом солнышко приходит снова, и все его ждут и по-прежнему любят. А может быть, и я когда-нибудь засвечу?

Задумался Медвежонок. А в это время пришёл с работы папа, заменил перегоревшую лампочку на новую и проверил свою работу – горит ли светильничек? Горит!

Практические задания для Слушателей

Учебный план дистанционного* курса сказкотерапии включает практические занятия. На них  Слушатели получают опыт применения сказок при психотерапии. Вот несколько примеров практических заданий:

  • прочтение сказки;
  • определение архетипов в известной сказке;
  • конструирование сказки.
  • проведение арт-терапии по мотивам сказки;
  • составление подробного плана-конспекта психологического семинара/тренинга, в котором должны содержаться перечень оборудования, этапы мероприятия, содержание сказки и ее интерпретация.

Где еще можно научиться сказкотерапии? На вебинарах Юлии Валентиновны Кустовой:

  1. Сказкотерапия как направление в практической психологии.
  2. Сказкотерапия для детей: Работа с основными запросами с использованием Архетипических сюжетов.

Если у вас нет психологического образования, перед тем как проходить дистанционные* курсы сказкотерапии получите диплом о профпереподготовки с присвоением квалификации психолога. Все доступные программы по этой профессии вы найдете здесь. Специалисты приемной комиссии проконсультируют вас по программам и порядку зачисления по телефонам 8 (800) 775-13-49 и 8 (342) 235-78-71.

*Заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71

Карта сайта


наверх