Задачи, проблемы и методы нейропсихологии

19.06.2019
Методы и задачи нейропсихологии

Связь нейропсихологии с другими науками очень сильна, ведь эта отрасль возникла на стыке медицины, физиологии и психологии и часто обращается к философии, биологии и даже информатике.

Она изучает связь структуры и работы головного мозга с поведением и психическими процессами. В частности, ученые стремятся разобраться:

  • как с помощью инструментов нейропсихологии восстановить функции мозга после инсульта или травмы;
  • как предотвратить или замедлить развитие старческой деменции, болезни Альцгеймера и пр.
  • как работает мозг людей с расстройствами аутистического спектра;
  • есть ли связь между структурой, функционированием мозга и девиантным, делинквентным поведением.

Родоначальником нейропсихологии можно считать Александра Романовича Лурию. Его работу продолжили сотни ученых, включая Оливера Сакса, Вилейанура Рамачандрана, Карла Прибрама, Бориса Величковского и других. Благодаря их трудам есть надежда, что со временем возможности нейрофизиологии станут настолько широки, что мы сможем полностью решить проблему ослабления памяти с возрастом, научиться передавать звуки и «изображение» прямо в мозг глухих и слепых людей (такие эксперименты уже есть), разработаем максимально эффективные программы восстановления для людей, переживших инсульт.

Если вы хотите не только изучить теоретические основы нейропсихологии, но и глубже погрузиться в эту отрасль и начать применять научные знания на практике, приходите учиться в АНО ДПО «УрИПКиП». Мы предлагаем программу профессиональной переподготовки по диагностике и реабилитации людей с нарушениями высших психических функций в соответствии с основными принципами нейропсихологии. Вы можете выбрать и программы повышения квалификации для последующей работы с детьми и с людьми, пережившими инсульт или травмы головного мозга, а также для изучения абилитации отклоняющегося поведения.


Методы диагностики в нейропсихологии

В этой отрасли используются две группы методов. Первая предназначена для исследований в нейропсихологии и получения теоретических знаний. В нее входит сравнительно-анатомический метод (изучение взаимозависимости строения мозга и нервной системы с особенностями поведения и среды обитания), метод разрушения (ученый «отключает» часть мозга испытуемого и наблюдает за изменениями в его поведении) и метод раздражения (на определенные участки мозга воздействуют искусственно, а затем наблюдают за последствиями).

Вторая группа методов открывает практическое значение нейропсихологии — эта группа предназначена для использования науки в целях восстановления функций мозга, коррекции поведения и пр. Для диагностики заболеваний и изучения мозга используются позитронно-эмиссионная томография, химические индикаторы, электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография.

Проблемы нейропсихологии

Их много, как и в любой отрасли науки, но мы выделим 4 основных:

  • Проблема локализации. Одна из целей нейропсихологии — определение этапов и особенностей формирования «карты мозга», а также ее последующего изменения. Известно, что разные участки мозга могут отвечать за разные функции. Но в то же время ученые знают: неиспользуемые участки «захватываются» соседними (например, у слепых людей зрительная часть «карты» нередко перераспределяется между слуховой и тактильной — они не видят, но зато у них очень острый слух и высокая чувствительность кожи). Кроме того, известно, что здоровые участки мозга могут брать на себя функцию поврежденных. Но до полного понимания процессов формирования «карты мозга» еще далеко.
  • Проблема методов. Некоторые из них уже устаревают. Кроме того, ученые стремятся к разработке новых, более эффективных и точных методов исследования и воздействия на мозг.
  • Проблема объекта. Изначально само понятие нейропсихологии предполагало работу с людьми и животными, у которых есть локальные поражения мозга. Теперь все чаще возникает вопрос, как эта отрасль науки может помочь здоровым людям. Так постепенно расширяются предмет и задачи нейропсихологии.
  • Проблема роли полушарий. Существует классическая точка зрения, согласно которой левое полушарие отвечает за аналитическое мышление и оценку времени, а правое — за творческое мышление и оценку пространства. Но у нейропсихологов уже есть пациенты с одним полушарием (это может быть врожденная особенность мозга, результат травмы или операции). И они, как правило, вполне самостоятельны — одно полушарие выполняет функцию обоих. Эти случаи еще предстоит детально изучить.

Решение этих проблем может открыть новые возможности для человечества.

Структура нейропсихологии: основные направления

Оговоримся сразу: все направления объединены теоретической базой и несколькими общими целями. Они не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Клиническая нейропсихология специализируется на работе с больными с локальными поражениями мозга. В частности, ученые и врачи этого профиля изучают нарушения глубинных структур мозга, поражения левого и правого полушария, дефекты взаимодействия между полушариями.

Диагностическая нейропсихология занимается определением зон поражений мозга и оценкой динамики изменений психических функций до и после начала лечения. Специалисты, которые работают в этом направлении, также помогают выбрать подходящие препараты и варианты помощи пациентам после операций.

Реабилитационная нейропсихология направлена на восстановление высших психических функций при локальных повреждениях мозга. Основная идея заключается в перестройке нарушенной системы, когда здоровые участки начинают дополнительно выполнять функции поврежденных.

Экспериментальная нейропсихология изучает нарушения психических процессов при локальных поражениях мозга. Лучше всего на данный момент изучены проблемы речи и памяти. Максимальное внимание теперь уделяется эмоциональной сфере, формированию личности и познавательным процессам и их изменениям при поражении мозга.

Главная задача экологической нейропсихологии — изучение влияния неблагоприятных экологических факторов на развитие личности, эмоциональной сферы и психических функций. И чем хуже состояние окружающей среды, тем актуальнее это направление.

Нейропсихология развития выявляет закономерности развития мозга. В этом направлении есть особый подраздел, который предполагает исключительно работу с детьми. В частности, ученые стремятся решить проблемы обучения в младших классах, которые нередко возникают у детей с мозговыми дисфункциями.

Какое бы направление вы ни выбрали, оно будет перспективным. В нейропсихологии есть десятки нерешенных задач, а роль этой отрасли науки с годами только укрепляется.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

8 (800) 775-13-49,
8 (342) 235-78-71

Карта сайта