В предыдущей статье мы рассказали о том, что такое арт-терапия и телесно-ориентированные методы, а также о том, как можно эффективно применять их в работе с детьми. В этой статье посмотрим поближе на их применение в терапии подростков: какие упражнения и техники можно использовать, чтобы помочь подросткам справиться с характерными для этого возраста психологическими проблемами.
Может показаться, что мягкие методы в терапии детей и подростков работают схожим образом. Ребенок или подросток освобождает свои эмоции, раскрывает свой творческий потенциал и накопившуюся энергию, освобождает свое бессознательное. Но на самом деле есть некоторые отличия.
В первую очередь дети и подростки переживают о разных вещах, поэтому и проблемы у них отличаются. Маленький ребенок может плакать из-за того, что родители не хотят ему давать сладкое. Подросток же запирается в своей комнате, чтобы не взаимодействовать с родителями, которые его не понимают. И разница не в серьезности проблем (потому что проблема ребенка может также отражать глубинное неудовлетворение желаний, тягу к любви родителей и так далее) — разница в их оформленности в сознании и последствиях. Ребенок плачет, но не переживает и не думает о проблеме, как подростки или взрослые. И поэтому арт-терапия помогает ребенку направить эти эмоции в творчество, которое еще и нравится ему как занятие и игра. Подросткам же важно освободить свою тревогу и напряжение или справиться с депрессией, а арт-терапия и телесно-ориентированные методы позволяют это сделать наиболее комфортным способом.
► Рассмотрим, как же использовать арт-терапевтические и телесно-ориентированные методы в работе с подростками.
Арт-терапия в работе с подростками
Арт-терапия может помочь с разными запросами: перегрузка в школе (и сопутствующий стресс, возникающий из-за учебы), общая тревожность, депрессия, проблемы в семье, конфликты и так далее — список длинный. Все это может быть серьезным препятствием в развитии подростка, поэтому на такие проблемы не стоит закрывать глаза.
Почему же стоит отдавать предпочтение арт-терапии в диагностике и коррекции психологических проблем подростков? Есть множество причин:
- Возможность невербально «высказать» свои переживания, которые подросток не может (или не хочет) выразить словами.
- Облегчение коммуникации между подростком и окружающими.
- Развитие эмпатии и рефлексии.
- Возможность погрузиться в свое бессознательное.
- Возможность самовыражения.
- Возможность самоутверждения и повышения самооценки.
- Развитие творческого потенциала.
- Возможность расслабиться и снять тревожность.
Давайте рассмотрим популярные методы, которые применяются в арт-терапии подростков.
Изотерапия
Изотерапия — это терапия изобразительным искусством. Приемов и техник изотерапии огромное количество. Например, в домашних условиях можно просто предложить подростку выбрать самый комфортный для него инструмент (кисть / карандаш) и материалы (гуашь, акварель, масло), и начать рисовать. Само это занятие будет оказывать терапевтический эффект.
В работе арт-терапевта же есть много стандартных приемов и методик: «Кляксы», «Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства» и так далее. Популярным методом диагностики проблем в семье является рисунок семьи в виде цветов. А если подростку нужно просто выпустить негативные эмоции, то для этого можно использовать такие мягкие и пластичные материалы, как масляные краски, потому что с их помощью можно не отвлекаясь на мысли полностью погрузиться в процесс.
Библиотерапия
Суть библиотерапии заключается в чтении литературы — либо художественной, либо научно-популярной (в области психологии и психотерапии). Книги и рассказы специально подбираются под каждый конкретный случай. Например, для повышения самооценки предлагают читать рассказ «Рыжая» И. Хургиной, для повышения оптимизма и веры в себя «Алые паруса» А. Грина, и просто для улучшения общего настроения и самочувствия — рассказы Э. Успенского, Н. Носова, В. Драгунского. Но все зависит от арсенала арт-терапевта и запросов подростка.
Музыкотерапия
В технику музыкотерапии входит прослушивание какой-либо специальной музыки с целью коррекции, игра на инструментах, прослушивание любимой композиции для удовольствия и так далее. Подростки любят слушать музыку, поэтому для них это не будет чем-то непривычным.
Телесно-ориентированные методы в работе с подростками
Теперь обратимся к другому мягкому методу психотерапии — телесно-ориентированному направлению. Суть этой терапии можно выразить фразой «В свободном теле — здоровый дух». Это означает, что через работу с телом мы можем проработать и скорректировать психологические проблемы. Эти методы помогают принять свое тело, научиться его чувствовать и любить.
Преимущества телесно-ориентированной терапии схожи с плюсами арт-терапии. Она позволяет проработать проблемы без их вербализации. Это мягкий и безопасный метод.
► Расскажем о некоторых техниках и упражнениях.
Дыхательные упражнения
Работа с дыханием является, наверное, самым популярным методом телесно-ориентированной терапии. С его помощью мы переключаем внимание с мыслей на тело: как оно напрягается и расслабляется, как живот поднимается и опускается при вдохе и выдохе. Эти упражнения могут помочь справиться с агрессией, тревожностью и стрессом у подростков, поскольку наблюдение за дыханием успокаивает сознание.
Физические упражнения
Физкультура, гимнастика, бокс и другие виды спорта — отличное решение подростков. Но, конечно, главное — чтобы ребенку нравилось занятие и он ходил на него с удовольствием. С помощью физических упражнений мы растягиваем и напрягаем мышцы, меняем тело, чувствуем приятную усталость и в целом соединяемся с нашим телом. В этот момент человек отвлекается от того, что его тревожило, — и это как раз то, что нужно подросткам, которые не могут справиться с негативными эмоциями.
Танцы
Танцы подходят в качестве замены спорту, поскольку они не требуют столько сил и в целом более приятны для подростка. Можно ходить на групповые занятия в танцевальную студию. Тогда стоит заранее выбрать подходящий стиль танцев, в котором подростку будет комфортно самовыражаться перед другими. А можно танцевать и дома: в этом случае подросток может захотеть делать это один, и тогда стоит оставить его. Главное — чтобы ему было комфортно, и тогда терапия подействует.