Сегодня АВА-терапия признана одним из самых эффективных методов коррекции нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра. Ее применяют, чтобы помочь ребенку справиться с самыми разными проблемами: от агрессивного поведения до низкой успеваемости. О том, как устроена ABA-терапия и в чем ее особенности, рассказываем в материале.
Содержание статьи:
- ABA-терапия — что это
- Принцип работы поведенческой терапии
- Как выучиться на ABA-терапевта?
- Шаги ABA-терапии
- Как получить и закрепить позитивные результаты терапии?
- Чего позволяет достичь ABA-терапия при работе с детьми с РАС?
ABA-терапия — что это
АВА-терапия (Applied Behavior Analysis) или ПАП-терапия (Прикладной Анализ Поведения) — научная дисциплина и терапевтический метод, который основан на изучении факторов, влияющих на формирование и работу поведения.
ABA-терапия объясняет, как поведение изменяется в зависимости от условий окружающей среды и как можно обучить человека новым формам поведения.
Чаще всего ABA-терапия применяется при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, но демонстрирует высокую эффективность и при других особенностях ментального и интеллектуального развития — ДЦП, СДВГ.
С помощью терапии специалисты уменьшают нежелательное поведение детей с РАС и учат их самым разным навыкам: общению с другими людьми, речи, игре, бытовому самообслуживанию, даже поискам работы и небольшому ремонту.
ABA-терапия подбирается индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его потребностями.
Принцип работы поведенческой терапии
Подкрепление (усиление) желаемого поведения — одна из основных стратегий, используемых в ABA.
Когда за каким-либо действием следует что-то ценное (награда), человек с большей вероятностью повторит его. Со временем это приводит к значимым изменениям в поведении.
Сначала специалист определяет целевое поведение и умения, которые необходимо развить у ребенка с РАС. Чаще всего эти умения сосредоточены вокруг обучения ребенка тому, как адекватно реагировать на стимулы окружающей среды, — например, ждать, общаться с другими людьми, реагировать на отказ, просить о помощи.
Навыки, которые нужно освоить, терапевт разделяет на небольшие блоки, которые ребенок осваивает поэтапно, выполняя различные задания — сначала с подсказками, потом самостоятельно.
Каждый раз, когда ребенок успешно демонстрирует социально приемлемое поведение, он получает значимы для него стимул, например, похвала, объятия, аплодисменты, сладости, игрушка, книга, просмотр видео, прогулка, поход на детскую площадку или в другое место, и многое другое.
Если ребенок имеет тяжелые множественные нарушения развития, эффективным подкреплением на начальном этапе чаще будут материальные стимулы.
Таким образом, поощрение побуждает ребенка продолжать повторять необходимый поведенческий навык, пока он не закрепится.
Как выучиться на ABA-терапевта?
Чтобы познакомиться с этой методикой коррекции поведения, приходите на программу «Организация коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения (АВА-терапия)», которую реализует АНО ДПО «УрИПКиП». После окончания обучения вы сможете работать специалистом в образовательных, социальных и других организациях и применять ABA-терапию в качестве дополнительного средства развития детей с РАС. Для записи на программу нужно перейти по ссылке:
Шаги ABA-терапии
Процесс ABA-терапии включает в себя следующие этапы:
- Консультирование родителей.
- Диагностика: терапевт собирает информации о текущем уровне поведения ребенка с РАС — выявляет личностные особенности и уже усвоенные навыки, анализирует тяжесть проявления расстройства. Дальше прописывают конкретные цели работы. Каждая цель — работа над определенным навыком.
- Планирование: разрабатывается индивидуальная программа терапии на основе оценки специалиста, определяются преграды, с которыми может столкнуться ребенок в ходе обучения, и способы их преодоления.
- Коррекционная работа: специалист применяет стратегии ABA-терапии для изменения поведения ребенка в соответствии с планом.
- Мониторинг: специалист проводит регулярное наблюдение за ребенком и оценивает прогресс, а также корректирует план при необходимости.
- Обобщение: терапевт с ребенком переносит усвоенное положительное поведение в различные ситуации и контексты — впоследствии ребенок делает это с помощью родителей или самостоятельно.
Как получить и закрепить позитивные результаты терапии?
ABA-терапия с большей вероятностью будет эффективной и успешной, если придерживаться следующих рекомендаций:
- Важно, чтобы родители приняли особенности ребенка с РАС и не пытались его «исправить». Ведь ABA-терапия не поможет найти причины аутистического расстройства и не вылечит аутизм — это невозможно. ABA-метод нужен для коррекции нежелательного поведения и формирования навыков, повышающих качество жизни ребенка и его семьи.
- Начинать занятия лучше как можно раньше, желательно — с двух-трех лет.
- ABA-терапия не должна заканчиваться в кабинете специалиста — родители обязательно работают с ребенком в течение дня в разных социальных ситуациях, чтобы закрепить полученные навыки. Грамотный специалист включает в план обучения рекомендации для родителей и педагогов, работающих с ребенком. Там, например, будет указано, как можно и нельзя подкреплять поведение ребенка.
- ABA-специалист постоянно следит за актуальностью целей и промежуточными результатами терапии. Часто специалисты составляют чек-листы, где описывают работу над ключевыми навыками, собирают данные, отмечают достигнутые цели, оценивают прогресс или его отсутствие, чтобы при необходимости внести изменения в методы работы.
- Оптимальное время занятий рассчитывает терапевт, обычно это от 20 до 40 часов в неделю, причем сюда входят не только консультации со специалистом, но и работа с родителями.
Чего позволяет достичь ABA-терапия при работе с детьми с РАС?
С помощью данного подхода можно достичь таких результатов:
- Улучшение коммуникативных навыков. Ребенок начинает более активно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, включая жесты, мимику, речь.
- Развитие социальных навыков. Ребенок охотнее взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в играх и групповых занятиях.
- Самостоятельность. Ребенок получает навыки самообслуживания — может одеваться, следить за гигиеной, самостоятельно есть и выполнять другие бытовые действия.
- Успеваемость. У ребенка улучшаются внимание и концентрация, он понимает и выполняет инструкции — все это положительно влияет на учебу.
- Управление проблемными формами поведения. Ребенок становится менее агрессивным, перестает демонстрировать самоповреждающее поведение, выполняет меньше стереотипных движений.
- Эмоциональное развитие. Ребенок лучше понимает и выражает эмоции, пользуется стратегиями для управления стрессом и контроля над эмоциями.
- Игровые навыки. Ребенок учится играть самостоятельно и с другими, использовать игрушки по назначению.
Результаты ABA-терапии могут сильно варьироваться от ребенка к ребенку и зависят от интенсивности и регулярности занятий, включенности в коррекционный процесс членов семьи, особенностей развития и тяжести расстройства аутистического спектра. Важно отметить, что цель ABA-терапии — не «исправление» ребенка, а улучшение качества его жизни через развитие навыков и уменьшение проблемного поведения.
Программы по теме статьи