Сотрудничество логопеда и воспитателя помогает создать для детей с речевыми нарушениями стабильную и поддерживающую образовательную среду. Разберемся, какую роль играет каждый специалист и как выстроить совместную работу так, чтобы она действительно давала результат.

Роль воспитателя в логопедической работе
Воспитатель дополняет работу логопеда и поддерживает развитие речи детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни группы.
Основные обязанности воспитателя:
- контролировать речь детей на занятиях и в свободное время;
- выполнять с детьми упражнения, рекомендованные логопедом;
- организовывать игры и досуг с учетом речевых особенностей детей;
- создавать спокойную и безопасную психологическую атмосферу в группе, чтобы дети не боялись говорить;
- наблюдать за речью детей вне логопедических занятий и передавать логопеду свои наблюдения;
- помогать детям выстраивать общение и взаимодействовать друг с другом.
Занимайтесь комплексным развитием детей
Что делает логопед и как он помогает воспитателю
Если воспитатель отвечает за общий образовательный процесс, то логопед фокусируется на развитии речи и коррекции речевых нарушений. В дошкольной образовательной организации (ДОО) эти специалисты работают в тесной связке, но основная коррекционная работа остается за логопедом.
Основные обязанности логопеда:
- оценивать уровень речевого и познавательного развития, выявлять особенности и подбирать оптимальную программу коррекции;
- проводить логопедические занятия, формировать правильное звукопроизношение и расширять словарный запас малышей;
- объяснять воспитателю, какие упражнения и приемы лучше использовать в группе, подбирать стихи, игры и речевой материал для закрепления навыков;
- корректировать план занятий и методы работы на основе наблюдений и диагностики;
- обучать родителей простым логопедическим приемам и помогает создавать речевую среду дома.
Учитель-логопед
За 12,5 месяцев освоите коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушениями речи и сможете работать логопедом и дефектологом.
- дистанционное обучение
- разбор кейсов и супервизия от практикующего логопеда
- диплом о профессиональной переподготовке
Принципы совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду
Совместная работа специалистов помогает подготовить ребенка к школе, улучшить его коммуникативные навыки и развить когнитивные способности.
Основные принципы взаимодействия:
Своевременная диагностика
Важно как можно раньше выявлять речевые нарушения и начинать коррекционную работу.
Индивидуальный подход
Подбирать методы помощи с учетом особенностей конкретного ребенка.
Развитие общения
Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, так как это напрямую влияет на речевое развитие.
Поддержка познавательной активности
Стимулировать любознательность ребенка, желание задавать вопросы и искать ответы — это стимулируют речевую активность.
Гибкость
Адаптировать подходы под текущие потребности детей, так как по мере развития ребенка меняются и формы работы.
Исключение дублирования
Не проводить одинаковые занятия. Логопед формирует первичные речевые навыки, а воспитатель закрепляет их в повседневных ситуациях — в играх, общении, на занятиях.
Методы взаимодействия логопеда с педагогами ДОО: что и как специалисты делают вместе
Формы работы:
- Общая тетрадь или журнал с описанием логопедических упражнений и занятий. Так специалисты обмениваются информацией о ходе коррекционной работы, логопедических приемах и упражнениях, следят за результатами.
- Консультации и индивидуальные беседы. Логопед показывает воспитателю, как проводить артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику, контролировать звукопроизношение.
- Совместное планирование. Логопед и воспитатель вместе составляют планы занятий, праздников и мероприятий, направленных на закрепление речевых навыков.
- Регулярное обсуждение результатов. Воспитатель и логопед регулярно обсуждают прогресс дошкольников, чтобы корректировать методы работы и выявлять трудности, с которыми дети сталкиваются в процессе обучения.
План совместной деятельности логопеда и воспитателя строится так, чтобы речевые навыки, полученные на логопедических занятиях, закреплялись в обычной жизни группы. Часто логопед передает воспитателю список заданий на неделю: игры, упражнения и рекомендации для работы с детьми.
Как у расширить профессиональные навыки для работы с детьми с нарушениями речи
Логопедам и воспитателям важно регулярно обновлять знания и осваивать современные методики. Для этого подходят программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации — их можно проходить дистанционно.
В АНО ДПО «УрИПКиП» представлено более 100 программ в области логопедии и педагогики. Обучение проходит онлайн через личный кабинет, а по окончании вы получаете официальный документ московского института.
В программах рассматриваются, в том числе, темы совместной работы логопеда и воспитателя, речевого развития детей и основ логопедии.
Развитие профессиональных навыков помогает выстраивать более эффективную работу и добиваться устойчивых результатов в развитии речи детей.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!
- Роль воспитателя в логопедической работе
- Что делает логопед и как он помогает воспитателю
- Принципы совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду
- Методы взаимодействия логопеда с педагогами ДОО: что и как специалисты делают вместе
- Как у расширить профессиональные навыки для работы с детьми с нарушениями речи
