Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Цифровые сервисы для логопеда

От карточек к гаджетам: как современные технологии изменили логопедическую практику

Использование онлайн-инструментов в логопедии из редкого приема превратилось в обычную профессиональную практику. Это заметно изменило подход к диагностике, коррекции и взаимодействию с ребенком и семьей.

Объективная диагностика

Раньше логопед почти полностью опирался на свой слух и опыт. Сегодня программы позволяют логопеду не только оценивать речь, но и показывать детям и родителям, как меняется качество произношения. Это делает занятия более прозрачными и понятными для семьи, снижает тревожность и помогает ребенку увидеть свой прогресс. 

Мотивация детей

Современные дети привыкли к гаджетам. Предложить им вместо планшета артикуляционную гимнастику — проигрышная стратегия. Но если та же гимнастика проходит в формате интерактивной игры, где нужно языком «поймать» бабочку на экране или «задуть» виртуальную свечу, занятие превращается в увлекательный процесс.

Технологии помогают говорить с ребенком на понятном ему языке, повышают вовлеченность и, как следствие, качество коррекции.

ваша выгода 12 600 ₽ до 19.12.2025
Профессиональная переподготовка

Логопед-дефектолог

За 1 год получите сразу две квалификации — учитель-логопед и учитель-дефектолог. Научитесь определять виды нарушений речи и особенности психического развития у людей с ОВЗ. 

  • преподаватели — практикующие специалисты
  • диплом о профпереподготовке 
  • практические задания и онлайн-вебинары
Изображение 217

Дистанционная помощь

Цифровые инструменты изменили и формат логопедических занятий. Дистанционные встречи перестали быть редкостью. Сейчас логопед может:

  • проводить онлайн-занятия;
  • использовать виртуальные доски и совместный экран;
  • подключать специализированные программы и приложения.

Это облегчает доступ к помощи для семей из других городов, детей с тяжелыми нарушениями здоровья и тех, кто часто болеет. Специалист может работать практически из любого места, где есть стабильный интернет и нужное оборудование.

Программы и приложения для работы логопеда

Современный кабинет логопеда все чаще напоминает центр высоких технологий. Ниже — список цифровых помощников, которые полезно знать и уметь применять.

Инструменты для диагностики и анализа речи

Эти программы помогают перевести оценку «на слух» в понятные цифры и графики.

Программы аудиоанализа (например, Praat — программное обеспечение для фонетического анализа и синтеза речи).

Они позволяют:

  • записывать речь ребенка;
  • визуализировать ее в спектрограммах;
  • измерять частотные характеристики, длительность и силу голоса.

Такие программы не только повышают точность диагностики, но и наглядно демонстрируют родителям и самому ребенку, над чем предстоит работать. Например, при заикании программа фиксирует нарушения темпа и ритма, а при дислалии — искажения звуков.

Речевые карты с цифровым протоколом. Электронные речевые карты и журналы (в том числе на интегрированных платформах, например, МЭШ) позволяют:

  • автоматизировать документацию;
  • отслеживать динамику развития ребенка;
  • строить графики прогресса по итогам каждого занятия.

Это соответствует принципам, заложенным в профессиональном стандарте педагога-дефектолога, где акцент делается на объективной оценке результатов коррекционной работы.

Коррекционно-развивающие платформы и приложения

Это инструменты, которые логопед использует прямо во время занятия.

Интерактивная артикуляционная гимнастика. Приложения, где ребенок, выполняя упражнения для языка, взаимодействует с персонажем на экране. Фронтальная камера и встроенные алгоритмы могут оценивать правильность движений, превращая рутину в игру.

Логопедические тренажеры. Программы и приложения для автоматизации и дифференциации звуков. Ребенок повторяет слоги, слова, фразы, а программа оценивает четкость и правильность произношения. Один из известных примеров — комплекс «Игры для Тигры», который прошел апробацию и используется в ряде образовательных учреждений.

Приложения для работы над просодикой (темпом, ритмом, интонацией). Приложения, где ребенок должен поймать ритм или повторить мелодическую фразу за персонажем. Такие упражнения важны для работы с заиканием и нарушениями, связанными с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Коммуникативные и вспомогательные технологии (AAC)

Это отдельное направление современных технологий в логопедии, ориентированное на детей с тяжелыми нарушениями речи и ОВЗ.

Приложения-коммуникаторы. Программы, где ребенок может составлять фразы, нажимая на картинки (PECS-принцип). Синтезатор речи озвучивает выбранную фразу. В России появляются решения, учитывающие особенности русского языка и отечественных программ обучения.

Системы управления взглядом (Eye-Tracking). Для невербальных детей с ДЦП или последствиями травм это зачастую единственный способ коммуникации. Специальные программы позволяют выбирать символы на экране с помощью движения глаз, давая ребенку возможность «говорить».

Технологии для развития моторных и сенсорных функций

Речь — это не только артикуляция, но и сложный моторный акт.

Сенсорные экраны и адаптивные клавиатуры. Для детей с нарушениями мелкой моторики сенсорный экран часто проще в использовании, чем карандаш или карточка. Специальные насадки, джойстики и выносные кнопки позволяют взаимодействовать с программой детям даже с самыми тяжелыми двигательными нарушениями.

Биологическая обратная связь (БОС). Например, при работе над речевым дыханием датчик на животе ребенка передает данные в игру: чтобы «надуть воздушный шарик» на экране, нужно правильно вдохнуть и выдохнуть. Это делает невидимый физиологический процесс зримым и контролируемым.

Предсказуемая и адаптивная среда для детей с РАС

Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию.

Визуальные расписания и таймеры. Приложения, которые показывают ход занятия в виде последовательности картинок, снижают тревогу и помогают ребенку понимать, что будет дальше.

Социальные истории в цифровом формате. Интерактивные книги и сценарии, которые моделируют сложные для ребенка социальные ситуации: как попросить о помощи, поздороваться, показать, что ты хочешь есть. Их можно многократно проигрывать в безопасной среде, пока ситуация не станет понятной ребенку.

ваша выгода 5 600 ₽ до 19.12.2025
Профессиональная переподготовка

Логопед для детей с аутизмом

Узнайте, как грамотно помогать говорящим и неговорящим детям с РАС и развивать их коммуникативные навыки

  • преподаватели — практикующие дефектологи и психологи
  • диплом о профпереподготовке через 3 месяца
  • практические задания и онлайн-вебинары
Изображение 140

Какие навыки нужны современному логопеду

Стремительное развитие технологий требует от логопеда не только знания классических методик, но и цифровой грамотности. Умения работать только с бумажными пособиями уже недостаточно. Многие родители ожидают, что специалист уверенно пользуется онлайн-сервисами и приложениями.

Какие компетенции важно развивать:

Техническая грамотность
Умение уверенно работать с планшетом, интерактивной панелью, средствами видеоконференцсвязи для дистанционных занятий, а также с периферийными устройствами (датчики, камеры для трекинга).

Аналитический подход к выбору программ
Важно уметь оценивать, насколько приложение или платформа:

  • опираются на научные методики;
  • соответствуют ФГОС и профстандартам;
  • подходят по возрасту и уровню ребенка;
  • позволяют адаптировать задания под нужды детей с ОВЗ.

Цифровая дидактика
Мало знать список приложений — нужно понимать, как встроить их в занятие:

  • когда использовать упражнения на планшете, а когда — традиционные пособия и предметы;
  • как не перегрузить ребенка;
  • как сохранить структуру занятия и логику коррекционной помощи.

Юридические и этические основы
При работе с цифровыми платформами важно соблюдать закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Логопед должен понимать, как легально хранить и обрабатывать данные клиентов, какие приложения соответствуют российскому законодательству.

За 1 месяц узнайте, как организовать логопедическую практику

Получите пошаговый алгоритм по юридическому оформлению, оснащению кабинета и продвижению

Где получить актуальные знания в 2026 году

ДПО постепенно закрывает запрос на цифровые навыки логопедов. Возможные форматы:

  • Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Педагогические вузы и образовательные платформы предлагают программы, посвященные современным технологиям в логопедии. Обучающиеся получают не только удостоверение установленного образца, но и структурированные, системные знания.
  • Предложения разработчиков. Создатели логопедического ПО нередко проводят бесплатные вебинары с разбором функционала своих продуктов. Это помогает быстрее освоить инструмент и понять, подходит ли он под вашу практику.

Как выбрать полезные приложения для занятий по речи

Приложений для развития речи много, но не каждое из них полезно. Логопедам и родителям важно уметь отличать качественный продукт от бесполезной яркой игры.

Чек-лист для выбора логопедического приложения

Научно-методическое обоснование

Узнайте:

  • кто создатель приложения — идеально, если в его разработке участвовали практикующие логопеды, дефектологи и психологи;
  • есть ли описание методики и цели — приложение должно решать конкретную коррекционную задачу (автоматизация звука, развитие фразовой речи, работа над слоговой структурой);
  • соответствует ли подход принципам логопедии и требованиям профстандарта, который предписывает использование научно обоснованных методов коррекционно-педагогической работы.

Адаптивность и персонализация

Качественное приложение должно уметь «подстраиваться» под ребенка. Хорошо, если в приложении можно:

  • менять уровень сложности;
  • выбирать типы заданий;
  • настраивать длительность занятия и нагрузку.

Для детей с ОВЗ это особенно важно: ФГОС НОО ОВЗ требует создания индивидуальных образовательных маршрутов и использования адаптированных образовательных программ.

Безопасность и соответствие законодательству 

Если приложение требует регистрации, собирает личные данные ребенка (имя, возраст, голосовые записи), вы должны быть уверены в его безопасности. Важно понимать:

  • кто и как хранит данные;
  • есть ли политика конфиденциальности;
  • соответствует ли сервис требованиям закона о персональных данных.

Использование нелегальных или непроверенных приложений может создать угрозу утечки личной информации детей. 

Мотивирующий и понятный интерфейс

Приложение должно быть:

  • интуитивно понятным ребенку;
  • без навязчивой рекламы, внутриигровых покупок, сложного меню;
  • с понятной навигацией, качественным визуальным рядом и звуковым сопровождением.

Геймификация (баллы, уровни, награды) помогает удержать интерес, но игра не должна подменять собой коррекционную задачу.

Роль взрослого и обратная связь

Приложение — это инструмент в руках логопеда, а не его замена. Поэтому полезно, когда в приложении есть:

  • раздел для специалистов и родителей с методическими рекомендациями;
  • отчеты о выполнении заданий;
  • статистика и возможность отслеживать прогресс.

Где искать проверенные приложения

  • Профессиональные сообщества. Telegram-каналы, профессиональные форумы и онлайн-встречи помогают узнавать о новых программах и приложениях, а также обмениваться опытом с коллегами.
  • Официальные образовательные платформы. Сайты институтов коррекционной педагогики, ресурсы в рамках государственной программы «Доступная среда».
  • Легальные магазины приложений. Отдавайте предпочтение официальным российским площадкам, которые следят за соответствием контента законодательству. 

Выбор полезных приложений для занятий по речи — это взвешенное, осознанное решение. Потратив время на проверку по этому чек-листу, вы получите эффективные цифровые инструменты для коррекции, который действительно помогут ребенку, а не просто займут его время перед экраном.

Заявка на обучение или консультацию

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!

Возврат 13%
Возврат 13%
Подробнее
По запросу предоставляем пакет документов для получения налогового вычета в ФНС в размере 13% от стоимости обучения
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн вебинары с экспертами, которые вы можете посетить бесплатно во время обучения и получить сертификат за каждый посещенный вебинар. Доступны 13000+ в завписи
Служба сопровождения
Служба сопровождения
Подробнее
Отдел по сопровождению учебного процесса отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах. Контакт-центр на любые вопросы о том, как скачать и загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д.)
Бессрочный доступ
Бессрочный доступ
Подробнее
Доступ к учебным материалам навсегда после успешного окончания курса. Записи более 13000 вебинаров доступны ещё 90 дней после успешного завершения курса.
Беспроцентная рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Подробнее
На программы профпереподготовки и профессионального обучения. Рассчитывается индивидуально, без скрытых платежей и участия банка.
Скидки на программы
Скидки на программы
Подробнее
Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Чем больше группа, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для ряда льготных категорий. Уточнить, положена ли вам льготная скидка, можно у специалиста отдела по организации приема.
Дистанционный* формат
Дистанционный* формат
Подробнее
Процессы поступления и обучения, все виды тестирований (экзамен, квалификационный экзамен) проводятся дистанционно*. Документы отправляем бесплатно «Почтой России» после успешного завершения обучения.
Доступ к biblioclub.ru
Доступ к biblioclub.ru
Подробнее
На время обучения предоставляется доступ к университетской электронной библиотеке, содержащей более 150 000 книг, периодических изданий и мультимедийных материалов.
Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.