Радость, гнев, грусть появляются в самом раннем возрасте. Младенец кричит, если не удовлетворены его базовые потребности, полугодовалый ребенок ярко радуется новой игрушке, младший дошкольник испытывает сильный страх при разлуке с матерью.
К пяти годам эмоции становятся более разнообразными, а уже к шести активно развивается волевая сфера. В норме ребенок способен спокойно себя вести на занятии в детском саду или в школе, не отвлекаться, контролировать поведение и эмоциональные порывы.
Если с этим есть сложности, причиной могут быть расстройства эмоционально-волевой сферы. В статье разберем их подробнее.
Содержание статьи:
- Классификация расстройств эмоционально-волевой сферы
- Почему возникают нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы
- Как диагностируют эмоционально-волевые нарушения
- Коррекционная работа и лечение при нарушениях эмоционально-волевой сферы
- Как стать специалистом по лечению расстройств эмоционально-волевой сферы
Классификация расстройств эмоционально-волевой сферы
К эмоциональным нарушениям относятся:
- Тревожное расстройство. Человек с таким нарушением находится в постоянном напряжении. Он раздражителен, чувствителен, легко утомляется, может иметь проблемы со сном и аппетитом.
- Расстройства аутистического спектра (РАС). Люди с этим нарушением плохо понимают эмоции и их градации, им сложно строить отношения с другими людьми.
- Депрессия. Человек с этим заболеванием чаще всего апатичен, ни в чем не заинтересован, имеет сниженную активность и работоспособность. Может страдать бессонницей или, наоборот, много спать.
Среди волевых нарушений выделяют:
- Абулию. Характеризуется полным отсутствием желаний и подвижности. Такой человек безучастен к своей жизни и не может выполнять даже самые простые действия по уходу за собой.
- Гипобулию. Представляет собой пониженную активность. Человек с таким расстройством обычно вялый, необщительный, практически не имеет желаний и в целом мало двигается.
- Гипербулию. В отличие от двух предыдущих типов, проявляется в виде повышенной энергичности и подвижности. Такой человек действует импульсивно, он неусидчив и желает как можно скорее достичь цели. При этом пациент не может добиться результатов, так как часто меняет побуждения и как бы «распыляется» на все задачи.
- Парабулию. При этом нарушении волевые побуждения человека имеют искаженный характер. Такие люди гримасничают, имеют вычурную походку, склонны к повторению бессмысленных действий или слов.
Почему возникают нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы
На неспособность человека адекватно реагировать на различные ситуации и контролировать свои действия влияют разные причины — от физиологических особенностей до внешних обстоятельств.
- Генетические факторы. У ребенка или взрослого с эмоционально-волевыми нарушениями главным триггером может быть наследственная предрасположенность к появлению этих расстройств.
- Психологические травмы. Опыт насилия, потери близких и другие стрессовые события способны привести к нарушениям в любом возрасте.
- Социальные условия. На эмоционально-волевом развитии ребенка негативно сказываются неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие поддержки и любви со стороны родителей, гиперопека.
- Неврологические факторы. На эмоциональную регуляцию и волю могут повлиять проблемы во внутриутробном периоде, травмы и повреждения мозга, а также различные заболевания.
- Культурные и образовательные аспекты. Образование и воспитание, основанные на авторитарных или непоследовательных подходах, могут препятствовать здоровому развитию эмоционально-волевой сферы.
- Физическое здоровье. Хронические заболевания или нарушения в развитии также способны оказывать влияние на эмоциональное состояние и волевую активность.
- Возрастные особенности. В разные периоды дети могут испытывать различные трудности в эмоциональном и волевом развитии. Это может быть как вариантом нормы, так и нарушением — определить это сможет только специалист.
Как диагностируют эмоционально-волевые нарушения
Методы исследования различаются в зависимости от возраста и личных особенностей пациента. Диагностикой занимаются психиатры, психотерапевты и неврологи.
Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста выявляют с помощью:
- игр, рисунков, заданий;
- различных тестов;
- опросников и шкал;
- общения с родителями и, по возможности, с педагогами.
Важное значение имеет психолого-педагогическое наблюдение за ребенком. Оно позволяет беспристрастно оценить ситуацию и сопоставить ее с уже имеющейся информацией.
Эмоционально-волевые нарушения у взрослых определяют через беседу с самим пациентом или его родными. Специалист оценивает состояние человека, способность поддерживать разговор и контролировать себя.
Так же, как и при диагностике детей, эксперт проводит наблюдение за взрослым. Специалист предлагает выполнить задания и оценивает, насколько точно и быстро пациент смог их выполнить.
Наконец, выявить нарушения эмоционально-волевой сферы помогают опросники. Например, методика «Диагностика эмоциональной сферы дошкольника», методика «Контурный С.А.Т. – Н», шкала депрессии Бека.
Коррекционная работа и лечение при нарушениях эмоционально-волевой сферы
Эмоционально-волевые нарушения поддаются лечению при комплексном подходе. Терапия может включать:
- Медикаменты. В зависимости от ситуации врач может назначить разные лекарства:
- Антидепрессанты для борьбы с депрессией.
- Психостимуляторы для улучшения когнитивных функций и внимания.
- Нейролептики при психозах или серьезных нарушениях поведения.
- Сосудорасширяющие препараты для улучшения кровообращения мозга и т. д.
- Работу с психологом. Это поможет справиться с невротическими и психопатическими состояниями, улучшить общее самочувствие, накопить силы на дальнейшее лечение.
- Занятия с педагогом-психологом. Индивидуальная коррекционная работа показана детям с РАС, СДВГ и другими нарушениями. Использование психогимнастики, дыхательных упражнений и других инструментов поможет развить эмоционально-волевую сферу.
- Физиотерапию. Массаж могут назначить для снятия напряжения и улучшения сна, низкочастотные токи — для седативного эффекта. Также возможны другие процедуры, которые нормализуют работу центральной нервной системы.
Важные аспекты:
- Своевременное обращение за помощью. Чем раньше началась коррекционная работа и (или) лечение, тем больше шансов на успешный исход.
- Активное участие человека с нарушением и его близких. Поддержка со стороны семьи и неравнодушие к процессу значительно повышают эффективность терапии.
Как стать специалистом по лечению расстройств эмоционально-волевой сферы
В нашем Институте вы можете обучиться на педагога-дефектолога, который специализируется на нарушениях эмоционально-волевой сферы. В этом поможет дистанционная* программа профпереподготовки.
Она длится 5,5 месяцев и включает в себя:
- 11 дисциплин;
- более 30 практических заданий;
- общение с педагогами-дефектологами, психологами и другими специалистами;
- подборки методических материалов для работы.
Диплом о профпереподготовке с квалификацией педагога-дефектолога позволит официально работать по специальности в образовательных и медицинских.
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий