Может ли филолог преподавать астрономию? Преподаватель теории и методики начального и дополнительного образования, кандидат филологических наук Черкасская Анастасия Александровна рассказала об астрономии в русской поэзии на пленарном заседании Межвузовских научных чтений в Орле. А в интервью поделилась мнением о мотивации Слушателей дистанционных курсов и эффективности подготовки.
Анастасия Александровна, почему именно астрономия Вас заинтересовала?
Астрономия на любительском уровне увлекала меня давно. Думаю, любой филолог, изучивший античную мифологию, смотрит на небо с особенным чувством, так как названия созвездий для него отнюдь не пусты! Уже более 5 лет я участвую в поездках для наблюдений за метеорным потоком Персеид. Сначала просто собирались темной августовской ночью с товарищами и смотрели на падающие звезды, пытаясь успеть загадать желание, но постепенно стали относиться к этому увлечению более серьезно: обзавелись интерактивной картой, стали выбирать место для наблюдений с наименьшей «засветкой» и т.д.
Поэтому, когда стало известно, что в программы профессионального образования будет введена астрономия, я вызвалась отправиться на курсы и преподавать эту загадочную науку. Столь необычная ситуация, когда кандидат филологических наук пробует вести астрономию, переживалась мной очень ярко. Вспомнив многочисленные исследования моих коллег, посвященные образам звезд и луны в русской и мировой поэзии, я решила подготовить такой доклад, который соединил бы мою основную профессию и новое увлечение.
Как Вы относитесь к тому, что астрономию вернули в школы?
Категорически одобряю! Во-первых, астрономия – это очень интересно, этот предмет обладает колоссальным потенциалом для создания увлекательных программ, заданий, для организации походов и наблюдений. Кроме того, освоение космоса по-прежнему является важным вектором развития. Наша страна – один из центров мировой астрономии и космонавтики, а потому, разумеется, подрастающее поколение должно не только гордиться великим прошлым, но и быть готовым принять участие в космическом будущем!
Вы ведёте курсы учителей русского языка и литературы. Кто приходит обычно на эту программу, с какой мотивацией?
Слушателями моих дисциплин обычно становятся учителя, планирующие периодическое повышение квалификации. Их мотивация может колебаться от искреннего желания узнать что-то новое, до стремления быстро и в комфортных условиях получить необходимое свидетельство. Впрочем, последнее стремление не является чем-то предосудительным, поскольку и такая изначальная мотивация не мешает приобрести полезные знания!
После обучения человек будет готов к работе в школе, даже если ранее с детьми не работал?
Дистанционные программы УрИПКиП составлены так, что дают Слушателю солидный багаж знаний и практических навыков. Однако от учителя требуются не только педагогические знания, но и компетенции психолога, и множество характерных личных качеств. Не каждый филолог или физик способен учить детей – это факт. Поэтому дополнительное образование по педагогике – это хороший фундамент, на котором выпускнику предстоит самостоятельно строить свою карьеру.