Сложно помогать ребенку с ОВЗ, не взаимодействуя с его семьей. Хороший педагог понимает это, поэтому старается не только быть наставником для ребенка, но и взаимодействовать с его родителями.

Почему необходимо сотрудничать с родителями детей с ОВЗ
Можно выделить как минимум две причины, по которым педагогам важно выстраивать тесный контакт с родителями:
- Родителям нужна поддержка. Семья ребенка с ОВЗ живет в условиях повышенной эмоциональной нагрузки. Здесь и эмоциональное выгорание, и тревожность, и трудности в общении со своим ребенком и другими людьми. Поэтому семьям, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ необходимо психолого-педагогическое сопровождение.
- Многие сложности в обучении и социализации можно преодолеть только при условии сотрудничества педагога и семьи. Взаимодействие родителей и педагогов позволяет создать благоприятную образовательную среду и повысить эффективность обучения. Проблемы с речью, нарушения поведения, заниженная самооценка, нарушения в интеллектуальном или физическом развитии требуют индивидуального подхода. Без участия семьи педагогам трудно спланировать цели обучения ребенком с ОВЗ так, чтобы они были максимально актуальными.
Сотрудничество с родителями — это не формальность, а необходимое условие качественного сопровождения ребенка с ОВЗ.
Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ: почему возникают трудности
Родителей можно разделить на две группы в соответствии с их отношением к особенностям своего ребенка:
- Принятие ситуации. Родители осознают трудности, с которыми сталкивается ребенок, стремятся обеспечить поддержку и активно работают над адаптацией ребенка к социальной среде.
- Отрицание особенностей. Родителям отрицают, что у ребенка ОВЗ. Любые объяснения педагога воспринимаются негативно, а в некоторых случаях, даже как обвинения в недостаточной заботе.
Нетрудно догадаться, что трудности чаще возникают со второй группой родителей. Как это может проявляться:
- Обвинение педагогов в отсутствии профессионализма.
- Нежелание обращаться к профильным специалистам — врачам, логопедам, психологам.
- Несогласие переводить ребенка в специализированную группу/коррекционное учебное заведение.
Некоторые родители используют альтернативную стратегию — посещают различных специалистов с целью услышать, что у их ребенка нет нарушений развития.
Проблемы могут возникнуть и с родителями, которые признают наличие нарушений развития у ребенка. Например, папы и мамы могут сильно ограничивать общение сына или дочери с другими детьми. Они боятся, что их сын или дочь столкнется с неприятием и травлей со стороны нормотипичных сверстников. Это может сформировать у ребенка чувство изоляции, и он не научится взаимодействовать с окружающими.
Трудности взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ могут быть связаны с повышенной нагрузкой на родителей в повседневной жизни. Вот какие поведенческие и психологические черты могут быть у пап и мам:
- постоянное пребывание в состоянии стресса и усталости, связанное с уходом за ребенком;
- отсутствие надежды на то, что ситуация с ребенком улучшится;
- эмоциональная истощенность и отсутствие поддержки извне;
- привычка отстаивать права ребенка исключительно через конфликты и конфронтацию.
С одной стороны, это осложняет поддержку родителей детей с ОВЗ, а с другой — делает ее еще более важной, учитывая трудности, с которыми сталкиваются папы и мамы.
Как научиться общаться с родителями детей с ОВЗ
Умение выстраивать контакт с родителями воспитанников с ОВЗ — это навык, который приходит с опытом. Вот две возможности научиться выстраивать эффективную коммуникацию с семьей:
- Перенимать опыт у коллег. Обсуждения, обмен опытом и наблюдение за работой коллег помогает улучшить свои профессиональные умения. Не стесняйтесь задавать вопросы, просить совета или вместе разбирать сложные случаи.
- Проходить профильное обучение. Курсы профпереподготовки и повышения квалификации в области дефектологии помогут вам лучше понять специфику развития детей с ОВЗ и общения с их родителями. Повышение уровня профессионализма обеспечивает уверенность в своих силах и повышает качество работы.
Учитель-логопед
За 12,5 месяцев освоите коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушениями речи и сможете работать логопедом и дефектологом.
- дистанционное обучение
- разбор кейсов и супервизия от практикующего логопеда
- диплом о профессиональной переподготовке
Советы по взаимодействию с родителями детей с особыми образовательными потребностями
Родители детей с ОВЗ ведут себя по-разному: кто-то активно сотрудничает, кто-то держится в стороне, а кто-то реагирует на любые предложения педагога с недоверием или агрессией.
Задача воспитателя — не осуждать, а постепенно выстраивать партнерские отношения, чтобы даже самые настороженные родители стали союзниками.
Вот советы, как выстроить эффективную коммуникацию с семьей при индивидуальной и групповой работе.
Как можно проводить индивидуальную работу с родителями детей с ОВЗ:
- Диагностика. Начните с анкетирования, чтобы составить общую картину: кто воспитывает ребенка, каковы условия, отношения в семье.
- Посещение семьи. Вы увидите, как ребенок чувствует себя дома. В такой обстановке можно поговорить с родителями о привычках и потребностях малыша, обсудить рекомендации и выработать общие подходы.
- Индивидуальные консультации. Разговоры о здоровье и развитии ребенка лучше вести наедине. Общий шум и присутствие других родителей могут мешать открытой беседе.
- Переписка с родителями. Даже короткое сообщение о хорошем дне ребенка и фото или видео с занятия создают ощущение заботы и вовлеченности. Делитесь успехами ребенка и приглашайте к участию в мероприятиях.
- Совместные занятия. Проведите урок, в котором участвуют педагог, ребенок и родитель. Это вовлекает взрослых в процесс, помогает лучше понять требования и уровень развития ребенка.
- Домашние видеоматериалы. Предложите родителям присылать короткие видео о том, как они занимаются дома. Это позволит педагогу скорректировать рекомендации и учесть особенности семейной среды.
Покажите родителям, как ребенок ведет себя в группе. Приглашайте их на занятия и другие активности. Это поможет им увидеть особенности поведения ребенка, объективно оценить уровень его развития, а также перенять полезные приемы общения.
Групповые и коллективные формы совместной деятельности педагога и родителей при ОВЗ:
- Лекции. Проводите занятия по актуальным темам: адаптация, игры дома, режим дня и т. д.
- Круглые столы и обмен опытом. Формат для живого обсуждения и поддержки между родителями. Можно приглашать семьи, находящиеся как в группе/классе, так и на домашнем обучении.
- Родительские собрания. Универсальный способ донести информацию, сплотить коллектив, обсудить проблемы и найти совместные решения.
- Совместные досуговые мероприятия. Спектакли, выставки, вечеринки — это не только радость для детей, но и способ взаимодействия родителей между собой.
- Онлайн-форматы. Используйте платформы вроде Zoom и групповые чаты для консультаций, общения, публикаций детских работ и фотоотчетов.
Такие методики помогают наладить активное, открытое и успешное взаимодействие, которое будет на благо всем — детям, родителям и педагогам.
Станьте специальным психологом за полгода
Без конфликтов: как соблюдать корректность в общении
- Начните с успехов. Начинайте разговор с похвалы, отмечайте даже малейшие достижения ребенка. Это помогает снизить напряжение и настроить родителей на конструктивный диалог.
- Избегайте приказного тона. Лучше мягко посоветуйте или предложите рекомендации, подчеркивая партнерство в решении вопросов.
- Избегайте негативных терминов. Не используйте слова с негативной окраской, такие как «болезнь», «отставание» или «патология». Замените их более нейтральными, например: «особенности», «сложности».
- Признавайте усилия родителей. Отмечайте вклад родителей в воспитание и развитие ребенка, но тактично указывайте на моменты, которые можно улучшить: «Я вижу, как много вы делаете для ребенка. Может быть, еще вам стоит проконсультироваться с логопедом?»
- Учитывайте мнение родителей. Важно внимательно выслушивать все сомнения и жалобы, не перебивать. Так вы покажете, что мнение родителей важно для вас.
- Будьте доброжелательны и спокойны. Даже если родители ведут себя неспокойно или агрессивно, сохраняйте спокойствие, сдержанность и доброжелательность.
Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ требует такта, терпения и искреннего желания помочь. Такой подход способен превратить барьеры в мосты и создать вокруг ребенка с ОВЗ поддерживающее окружение.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!
- Почему необходимо сотрудничать с родителями детей с ОВЗ
- Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ: почему возникают трудности
- Как научиться общаться с родителями детей с ОВЗ
- Советы по взаимодействию с родителями детей с особыми образовательными потребностями
- Без конфликтов: как соблюдать корректность в общении
