Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 775-13-49 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Работа педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Почему необходимо сотрудничать с родителями детей с ОВЗ

Можно выделить как минимум две причины, по которым педагогам важно выстраивать тесный контакт с родителями:

  • Родителям нужна поддержка. Семья ребенка с ОВЗ живет в условиях повышенной эмоциональной нагрузки. Здесь и эмоциональное выгорание, и тревожность, и трудности в общении со своим ребенком и другими людьми. Поэтому семьям, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ необходимо психолого-педагогическое сопровождение.
  • Многие сложности в обучении и социализации можно преодолеть только при условии сотрудничества педагога и семьи. Взаимодействие родителей и педагогов позволяет создать благоприятную образовательную среду и повысить эффективность обучения. Проблемы с речью, нарушения поведения, заниженная самооценка, нарушения в интеллектуальном или физическом развитии требуют индивидуального подхода. Без участия семьи педагогам трудно спланировать цели обучения ребенком с ОВЗ так, чтобы они были максимально актуальными.

Сотрудничество с родителями — это не формальность, а необходимое условие качественного сопровождения ребенка с ОВЗ.

Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ: почему возникают трудности

Родителей можно разделить на две группы в соответствии с их отношением к особенностям своего ребенка:

  1. Принятие ситуации. Родители осознают трудности, с которыми сталкивается ребенок, стремятся обеспечить поддержку и активно работают над адаптацией ребенка к социальной среде.
  2. Отрицание особенностей. Родителям отрицают, что у ребенка ОВЗ. Любые объяснения педагога воспринимаются негативно, а в некоторых случаях, даже как обвинения в недостаточной заботе. 

Нетрудно догадаться, что трудности чаще возникают со второй группой родителей. Как это может проявляться:

  • Обвинение педагогов в отсутствии профессионализма.
  • Нежелание обращаться к профильным специалистам — врачам, логопедам, психологам.
  • Несогласие переводить ребенка в специализированную группу/коррекционное учебное заведение.

Некоторые родители используют альтернативную стратегию — посещают различных специалистов с целью услышать, что у их ребенка нет нарушений развития.

Проблемы могут возникнуть и с родителями, которые признают наличие нарушений развития у ребенка. Например, папы и мамы могут сильно ограничивать общение сына или дочери с другими детьми. Они боятся, что их сын или дочь столкнется с неприятием и травлей со стороны нормотипичных сверстников. Это может сформировать у ребенка чувство изоляции, и он не научится взаимодействовать с окружающими.

Трудности взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ могут быть связаны с повышенной нагрузкой на родителей в повседневной жизни. Вот какие поведенческие и психологические черты могут быть у пап и мам: 

  • постоянное пребывание в состоянии стресса и усталости, связанное с уходом за ребенком;
  • отсутствие надежды на то, что ситуация с ребенком улучшится;
  • эмоциональная истощенность и отсутствие поддержки извне;
  • привычка отстаивать права ребенка исключительно через конфликты и конфронтацию.

С одной стороны, это осложняет поддержку родителей детей с ОВЗ, а с другой — делает ее еще более важной, учитывая трудности, с которыми сталкиваются папы и мамы.

Как научиться общаться с родителями детей с ОВЗ

Умение выстраивать контакт с родителями воспитанников с ОВЗ — это навык, который приходит с опытом. Вот две возможности научиться выстраивать эффективную коммуникацию с семьей:

  1. Перенимать опыт у коллег. Обсуждения, обмен опытом и наблюдение за работой коллег помогает улучшить свои профессиональные умения. Не стесняйтесь задавать вопросы, просить совета или вместе разбирать сложные случаи.
  2. Проходить профильное обучение. Курсы профпереподготовки и повышения квалификации в области дефектологии помогут вам лучше понять специфику развития детей с ОВЗ и общения с их родителями. Повышение уровня профессионализма обеспечивает уверенность в своих силах и повышает качество работы.

ваша выгода 9 200 ₽ до 12.12.2025
Профессиональная переподготовка

Учитель-логопед

За 12,5 месяцев освоите коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушениями речи и сможете работать логопедом и дефектологом.

  • дистанционное обучение
  • разбор кейсов и супервизия от практикующего логопеда
  • диплом о профессиональной переподготовке
Изображение 157

Советы по взаимодействию с родителями детей с особыми образовательными потребностями

Родители детей с ОВЗ ведут себя по-разному: кто-то активно сотрудничает, кто-то держится в стороне, а кто-то реагирует на любые предложения педагога с недоверием или агрессией.

Задача воспитателя — не осуждать, а постепенно выстраивать партнерские отношения, чтобы даже самые настороженные родители стали союзниками.

Вот советы, как выстроить эффективную коммуникацию с семьей при индивидуальной и групповой работе.

Как можно проводить индивидуальную работу с родителями детей с ОВЗ:

  • Диагностика. Начните с анкетирования, чтобы составить общую картину: кто воспитывает ребенка, каковы условия, отношения в семье.
  • Посещение семьи. Вы увидите, как ребенок чувствует себя дома. В такой обстановке можно поговорить с родителями о привычках и потребностях малыша, обсудить рекомендации и выработать общие подходы.
  • Индивидуальные консультации. Разговоры о здоровье и развитии ребенка лучше вести наедине. Общий шум и присутствие других родителей могут мешать открытой беседе.
  • Переписка с родителями. Даже короткое сообщение о хорошем дне ребенка и фото или видео с занятия создают ощущение заботы и вовлеченности. Делитесь успехами ребенка и приглашайте к участию в мероприятиях. 
  • Совместные занятия. Проведите урок, в котором участвуют педагог, ребенок и родитель. Это вовлекает взрослых в процесс, помогает лучше понять требования и уровень развития ребенка.
  • Домашние видеоматериалы. Предложите родителям присылать короткие видео о том, как они занимаются дома. Это позволит педагогу скорректировать рекомендации и учесть особенности семейной среды.
Покажите родителям, как ребенок ведет себя в группе. Приглашайте их на занятия и другие активности. Это поможет им увидеть особенности поведения ребенка, объективно оценить уровень его развития, а также перенять полезные приемы общения.

Групповые и коллективные формы совместной деятельности педагога и родителей при ОВЗ:

  • Лекции. Проводите занятия по актуальным темам: адаптация, игры дома, режим дня и т. д.
  • Круглые столы и обмен опытом. Формат для живого обсуждения и поддержки между родителями. Можно приглашать семьи, находящиеся как в группе/классе, так и на домашнем обучении.
  • Родительские собрания. Универсальный способ донести информацию, сплотить коллектив, обсудить проблемы и найти совместные решения.
  • Совместные досуговые мероприятия. Спектакли, выставки, вечеринки — это не только радость для детей, но и способ взаимодействия родителей между собой.
  • Онлайн-форматы. Используйте платформы вроде Zoom и групповые чаты для консультаций, общения, публикаций детских работ и фотоотчетов.

Такие методики помогают наладить активное, открытое и успешное взаимодействие, которое будет на благо всем — детям, родителям и педагогам.

Поддерживайте людей с особенностями развития

Станьте специальным психологом за полгода

Без конфликтов: как соблюдать корректность в общении

  1. Начните с успехов. Начинайте разговор с похвалы, отмечайте даже малейшие достижения ребенка. Это помогает снизить напряжение и настроить родителей на конструктивный диалог.
  2. Избегайте приказного тона. Лучше мягко посоветуйте или предложите рекомендации, подчеркивая партнерство в решении вопросов.
  3. Избегайте негативных терминов. Не используйте слова с негативной окраской, такие как «болезнь», «отставание» или «патология». Замените их более нейтральными, например: «особенности», «сложности».
  4. Признавайте усилия родителей. Отмечайте вклад родителей в воспитание и развитие ребенка, но тактично указывайте на моменты, которые можно улучшить: «Я вижу, как много вы делаете для ребенка. Может быть, еще вам стоит проконсультироваться с логопедом?»
  5. Учитывайте мнение родителей. Важно внимательно выслушивать все сомнения и жалобы, не перебивать. Так вы покажете, что мнение родителей важно для вас.
  6. Будьте доброжелательны и спокойны. Даже если родители ведут себя неспокойно или агрессивно, сохраняйте спокойствие, сдержанность и доброжелательность.
Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ требует такта, терпения и искреннего желания помочь. Такой подход способен превратить барьеры в мосты и создать вокруг ребенка с ОВЗ поддерживающее окружение.
Заявка на обучение или консультацию

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!

Возврат 13%
Возврат 13%
Подробнее
По запросу предоставляем пакет документов для получения налогового вычета в ФНС в размере 13% от стоимости обучения
Регулярные онлайн-вебинары
Регулярные онлайн-вебинары
Подробнее
Онлайн вебинары с экспертами, которые вы можете посетить бесплатно во время обучения и получить сертификат за каждый посещенный вебинар. Доступны 13000+ в завписи
Служба сопровождения
Служба сопровождения
Подробнее
Отдел по сопровождению учебного процесса отвечает на любые вопросы о программах, содержании материалов, документах. Контакт-центр на любые вопросы о том, как скачать и загрузить в систему материал, почистить кеш, сменить браузер и т.д.)
Бессрочный доступ
Бессрочный доступ
Подробнее
Доступ к учебным материалам навсегда после успешного окончания курса. Записи более 13000 вебинаров доступны ещё 90 дней после успешного завершения курса.
Беспроцентная рассрочка
Беспроцентная рассрочка
Подробнее
На программы профпереподготовки и профессионального обучения. Рассчитывается индивидуально, без скрытых платежей и участия банка.
Скидки на программы
Скидки на программы
Подробнее
Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Чем больше группа, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для ряда льготных категорий. Уточнить, положена ли вам льготная скидка, можно у специалиста отдела по организации приема.
Дистанционный* формат
Дистанционный* формат
Подробнее
Процессы поступления и обучения, все виды тестирований (экзамен, квалификационный экзамен) проводятся дистанционно*. Документы отправляем бесплатно «Почтой России» после успешного завершения обучения.
Доступ к biblioclub.ru
Доступ к biblioclub.ru
Подробнее
На время обучения предоставляется доступ к университетской электронной библиотеке, содержащей более 150 000 книг, периодических изданий и мультимедийных материалов.
Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.