Согласно клиническим рекомендациям Министерства здравоохранения Российской Федерации, расстройства аутистического спектра (РАС) – «это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся наборов интересов и занятий».
Главным образом (согласно МКБ-11) РАС проявляется в диаде симптомов:
- Дефициты социальной сферы;
- Повторяющееся поведение.
Кроме основных симптомов для аутизма также характерны и другие особенности:
- нарушения моторики,
- обостренная чувствительность,
- особенности восприятия,
- причинение вреда самому себе,
- нарушение чувства опасности.
Данные особенности важны для понимания прогноза ребенка и построения стратегии поддержки и вмешательства.
Явные сигналы РАС обычно становятся наиболее заметны к 2-3 годам, при этом некоторые родители начинают беспокоиться о развитии ребенка уже к концу первого года жизни. Как правило, в этом возрасте можно диагностировать аутизм. Когда ребенок становится старше, симптомы аутизма могут ослабевать или даже полностью исчезать, но в большинстве случаев они сохраняются на протяжении всей жизни. Наиболее раннее выявление и получение терапии является крайне важным для успешного роста и развития ребенка.
Факторы, вызывающие аутизм, которые известны в настоящее время:
- Спонтанные и наследственные мутации (изменения генетического материала).
- Экология.
- Возраст родителей.
- Течение беременности и родов.
- Некоторые инфекции; некоторые лекарственные средства, которые принимает мать во время беременности (например, вальпроевая кислота).
Чаще аутизм возникает при взаимодействии факторов среды и генетических факторов.
Поскольку аутизм является спектральным расстройством, у людей с аутизмом есть схожие трудности, при этом аутизм оказывает на них разное влияние.
«Красные флажки» РАС:
У детей в возрасте 18-24 месяца может наблюдаться потеря слов, навыков или социальных связей (характерно не для всех детей с РАС, лишь 20-50% родителей отмечают подобные потери).
Некоторые дети с РАС нуждаются в очень интенсивной помощи, чтобы приобрести основные навыки социального поведения или научиться говорить. Другие могут самостоятельно обучаться сложным умениям, их нужно поддерживать, учитывая особенности восприятия и мышления. Обучение людей с РАС является одной из областей, в которых применяется прикладной анализ поведения. Одними из наиболее эффективных методов являются методы, которые основаны на прикладном анализе поведения. Прикладной Анализ Поведения, или АВА (Applied Behavioural Analysis) – это наука, которая занимается изучением вопросов анализа и модификации поведения. Прикладной анализ поведения рассматривает поведение с точки зрения внешних событий, на которые можно повлиять.
Поведение имеет 4 функции:
- Доступ к желаемому;
- Избегание или отказ;
- Привлечение внимания;
- Самостимуляция.
Обучения детей с РАС, основанное на прикладном анализе поведения, помогают ребенку стать более самостоятельным, способным к социально приемлемому и соответствующему возрасту поведению, значительно улучшают прогноз его развития и социализации.
Проявления аутизма у каждого отдельного человека индивидуальны. Некоторые из них не овладевают вербальной речью и общаются, используя альтернативные способы коммуникации. Им даже во взрослом возрасте может потребоваться много поддержки. У других наблюдаются задержка речи, эхолалии, постоянное произнесение цитат из рекламы, книги. Речь ребенка с РАС не направлена на общение со взрослыми. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, согласно возрастным нормам.
Если ребенок не владеет доступным способом альтернативной и дополнительной коммуникации, то он не может выразить свои мысли, желания, поэтому он вынужден выражать их социально неприемлемыми способами.
Навыки общения, которые необходимы ребёнку с РАС в различных жизненных ситуациях: сообщить о том, что ребенок хочет, а чего не хочет, что чувствует, а также делать выбор, выстраивать простой диалог.
Применение альтернативной и дополнительной коммуникации повышает качество жизни ребенка и его близких, помогает справляться с нежелательным поведением, способствует развитию желания общаться, способствует развитию речи.